Основные понятия терапии искусством (арттерапии)

Психология » Арттерапия, как метод терапевтического воздействия » Основные понятия терапии искусством (арттерапии)

Анализ современных исследований по терапии искусством позволяет усматривать доказательства полезности этого метода для лечебных целей (McNiff, 1976) в том, что он:

1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

2) ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;

3) дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;

4) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;

5) помогает укрепить терапевтическое взаимоотношение. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;

6) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка. Рисование, живопись красками и лепка приводят к необходимости организовывать формы и цвета;

7) развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними;

8) усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития. Суммируя эти данные исследований эффективности терапии искусством, необходимо подчеркнуть, что использование художественных приемов в процессе проведения группы также позволяет глубоко изучать фантазирование и воображение, разрешать конфликты между членами группы и помогать им в достижении гармонии.

Говоря об арттерапии, чаще всего имеют в виду именно изобразительное искусство. Картины, написанные масляными или акварельными красками, рисунки карандашами, мелками, фломастерами, составление коллажей и т.п. – все это арттерапия. В зависимости от вида заболевания (чаще всего речь идет о заболеваниях душевных, но не всегда), этот вид терапии может использоваться и как основной, и как вспомогательный. Суть арттерапии в том, что пациент переносит на бумагу или полотно свои эмоции, воспоминания, страхи и надежды. Разумеется, уровень художественного таланта в данном случае не имеет значения. Важно то, что пациент может посредством изобразительного искусства выразить переживания, воссоздать то, что травмировало и привело к заболеванию и вероятно найти пути для борьбы и выздоровления, или хотя бы улучшения состояния пациента.

С помощью арттерапии пациент может высказать то, что у него на душе – и это зачастую легче сделать посредством изобразительного искусства, чем вербально. Также данный вид терапии помогает «выпустить на свободу» всегда подавляемые чувства, а еще позволяет пациенту сосредоточится на своем внутреннем мире, внимательно разглядывая то, что обычно скрыто завесой повседневности.

Арттерапия помогает не только в излечении душевных расстройств, но и в решении межличностных и внутриличностных проблем. Она может помочь выявить скрытый потенциал человека и реализовать его возможности. Арттерапия рекомендуется для использования в работе с пациентами любых полов и возрастов – разумеется, в случае если она может быть полезна при их заболевании.

Учение
Учение – деятельность, направленная на усвоение знаний, выработку умений и навыков[56]. Учение следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры и сближается с трудом по общей установке: в учении, как и в труде, нужно вып ...

Мое понимание девиантного поведения
В настоящее время проблема девиантного поведения подростков приобрела особую значимость в связи с общесистемным кризисом нашего общества. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает культурные и духовные устои. Негативные те ...

Виды шкал
В психологии различные шкалы используются для изучения разных характеристик социально-психологических явлений. Первоначально выделялись четыре типа числовых систем, определявших соответственно четыре уровня, или шкалы измерения: 1) шкала ...