«Очерки по индивидуальной психологии»
Страница 2

Психология » Альфред Адлер - очерки по индивидуальной психологии » «Очерки по индивидуальной психологии»

К первой большой категории таких детей мы относим тех. Кто появился на свет с неполноценными органами и воспринимает свой дефект как жизненную трудность. Наступающее позднее улучшение состояния не меняет их пессимистического отношения к вопросам жизни, поскольку к тому времени они уже обрели свой жизненный стиль и в соответствии с ним истолковывают и ассимилируют все свои переживания и опыт. Преодоление собственных недостатков, в частности дефектов органов чувств, нередко приводит этих людей к овладению более тонкими техническими приемами, которые позволяют им заниматься искусством. Обладание же пригодным инструментом не делает необходимым и не дает повода к тому, чтобы развивать художественные способности. История знает немалое число музыкантов с плохим слухом, художников и поэтов с плохим зрением. Такую же врожденную неполноценность представляет собой леворукость. Понятно, что окончательный результат этой борьбы за самоутверждение зависит от разнообразных факторов, среди которых важнейшую роль играет поощрение.

1. Вторую, пожалуй, самую большую из всех категорию составляют изнеженные дети. Они живут симбиотически, и уже по этой причине у них может не возникнуть чувства собственной ценности (Вайнманн). В определенный период жизни, когда такому существованию приходит конец, они чувствуют себя изгнанниками из рая. Священную функцию матери — быть абсолютно надежным человеком, позволить им почувствовать себя людьми, живущими рядом с другими, — выполняет для них только мать (или человек, играющий сходную роль). Поэтому в последующей жизни им всегда не хватает этой первоначальной теплоты, и они никогда не могут найти взаимопонимания с другими.

2. Такие переживания никогда не возникали у детей, принадлежащих к третьей категории, — у детей, воспитывавшихся без любви. Они повсюду видели только врагов и занимают соответствующую позицию: словно находятся в стране врага. Варианты и градации многочисленны. В иных случаях вред могут наносить также чрезмерные ожидания, неблагоприятная позиция в ряду братьев и сестер, неверие в свои способности и т. д.

Подробное обсуждение методов лечения здесь в наши задачи не входит. Его можно найти в нижеприведенных сочинениях автора. В качестве наиболее важного выделим: воспитание смелости и самостоятельности, терпение, избегание какого бы то ни было принуждения посредством бессмысленного использования авторитета, избегание всякого унижения насмешками, оскорблением и наказанием. Самое главное: ни один ребенок не должен потерять веру в свое будущее!

В воспитании детей, относящихся ко всем этим трем категориям, нужно пройти один и тот же путь: сначала расположить детей к себе, чтобы затем ввести их в общество. Другими словами, нужно наверстать то, что было упущено.

Эти 3 положения являются основными в индивидуальной психологии, в решении проблем воспитания и лечения неврозов.

«Только тот защищен от малодушия и сопутствующих явлений, то есть также от невроза и психоза, кто проникся мыслью о равноценности всех здравомыслящих людей»[1] - основной вывод произведения А. Адлера. Каждый человек в сознательном возрасте должен понять, что все люди равны, что нет особенных. Счастье каждого человека зависит только от него самого, от его веры в себя, в свои силы. И неважно, какой ты внешне, важно какой ты внутри. Докажи всем, что несмотря ни на что, ты способен жить как все, а может и добиться большего. На данный момент найдется сотня примеров неполноценных людей, но добившегося большего, гораздо большего, нежели мы, простые здоровые люди.

Анализируя «Очерки…» А. Адлера можно сделать вывод: Все дело в воспитании. В воспитании складывается характер, личность, жизненный настрой и всё остальное, касающееся нас, нашей жизни, нашего внутреннего состояния и души.

Сначала был психоанализ, и Фрейд видел в нем лечение людей посредством очищения. До Фрейда психология изучала нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания, Фрейд же пришел к изучению «сознательного» и «неосознанного». Адлер пошел дальше и стал исследовать человека не как существо биологическое, а как существо социальное. Это и явилось целью и философской проблемой его работ и докладов.

С помощью людей и их проблем Альфред Адлер исследовал природу человека и его психики. Человек и послужил решением такой философской проблемы, как психология. Надо сказать, что Адлер достиг своей цели. Он явился основоположником неофрейдизма и отрасли науки. Результат индивидуальной психологии тысячи спасенных от мучений душ людей.

Страницы: 1 2 3

Основные этапы развития формальной логики
Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа. Начало первого этапа связанно с работами древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), в которых впервые дано систематическое изложение логики. Логику А ...

Ранняя алкоголизация у детей подросткового возраста
В данной работе мы выдвигаем гипотезу: ранняя алкоголизация детей подросткового возраста напрямую связана с наличием возрастного кризиса и криза семейных взаимоотношений родителей. Для рассмотрения данного вопроса мы использовали статьи ...

Симптомы и факторы эскалации
Часто в конфликте происходит быстрое обострение борьбы, что свидетельствует об эскалации конфликта. Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов. Симптомами эскалации являются: сужение когнитивной сферы, возникновение о ...