Теоретические основы психотерапииСтраница 1
Психотерапия – это процесс, при котором человек, желающий избавиться от симптомов или проблем, с которыми он сталкивается в своей жизни, или стремящийся к личностному росту, имплицитно или эксплицитно заключает контракт на определенное – вербальное или невербальное – взаимодействие с человеком (или несколькими людьми), выступающими в роли агентов помощи.
К более полному пониманию психотерапии ведет ее классификация.
Психотерапию можно подразделить на осознаваемую и бессознательную. Это, с одной стороны, мировоззрение, с другой – сумма технологий воздействия и взаимодействия людей.
В психотерапии можно выделить вербальный и невербальный аспекты, ее можно подразделить на прямую и опосредованную. В свою очередь, опосредованную психотерапию можно подразделять по способам опосредования. Это могут быть плацебо, биологически активные добавки, деньги и многое другое.
Многоосевая классификация
В ней психотерапия рассматривается по семи осям: ось цели, ось объекта, ось модели, ось места терапии в лечебном, коррекционном или воспитательном процессе, ось продолжительности терапии, ось основных технологий психотерапии, описательная ось.
Ось цели
Терапия может преследовать цели лечения, предупреждения, развития, диагностики, разрешения проблемы и т.д.
Ось объекта
У терапии может быть только три объекта: личность, семья или группа.
Можно выделить шесть моделей терапии: медицинскую, психологическую, педагогическую, философскую, социальную и недифференцированную.
В медицинской модели психотерапия предназначена для лечения, предупреждения или диагностики заболеваний. Это наиболее традиционная и распространенная модель психотерапии. Большое место в нашей стране в ней занимает раздел, получивший название «клинической психотерапии». Это такая врачебная психотерапия, которая использует парадигмы психотерапии, психиатрии и той клинической дисциплины, где она применяется.
В психологической модели психотерапия предназначена для разрешения проблем, не достигающих уровня патологии, однако влияющих на развитие психологических функций, личностный рост. В медицинской модели часто используют синдромологический и нозологический подходы к пониманию расстройств и к их диагностике. В психологической модели используют так называемый проблемный подход. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. На их характеристиках мы остановимся ниже.
Педагогическая модель терапии предполагает ее направленность на процесс обучения, воспитания и перевоспитания.
В философской модели психотерапия предназначена для достижения понимания собственной личности, мира, своего места в мире. Она оказывает влияние на формирование и изменение мировоззрения.
При социальной или политической модели технологии психотерапии используются для манипулирования человеком или группой, которую может составлять и все общество.
Ось места
Рассмотрим эту ось на примере медицинской модели. Здесь выделяются четыре варианта. В первом из них психотерапия только сопровождает лечебный процесс, занимая лишь второстепенное место. В другом варианте психотерапия занимает одно из важных мест в лечении наряду с другими подходами. В третьем варианте психотерапия является главным методом, тогда как другие оказываются вспомогательными. В четвертом варианте она является единственным методом лечения. Перечисленное относится также к коррекционному или воспитательному процессам.
Ось продолжительности
Выделяются четыре варианта: терапия сверхкороткая (сверхбыстрая), короткая (быстрая), длительная (медленная), сверхдлительная (сверхмедленная).
Сверхкороткая терапия длится минуты и часы, направлена на разрешение актуальных, изолированных проблем и конфликтов; глубокими личностными проблемами она не занимается. Ее эффект может отличаться нестойкостью. Примером может служить нейролингвистическое программирование.
Короткая терапия длится в течение часов и дней. Личностным содержанием занимается в пределах необходимого минимума для решения актуальной проблемы. Ее эффективность часто более стойкая. Характерно, что она как бы запускает процесс изменения, который продолжается и после завершения терапии. Примером может служить метод кристаллизации проблем.
Развитие воображения у детей в процессе творческой деятельности
Творчеству можно и нужно учить всех. Особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте. Что же это за черты творческой деятельности?
1) творческий процесс предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.
...
Институциональный инсайт — актуальная национальная задача
С феноменологической точки зрения, акцентуация неустойчиво понимает методологический психоанализ, в полном соответствии с основными законами развития человека. Этот концепт элиминирует концепт “нормального”, однако генезис параллельно инт ...
Основные типы бесед
· Полностью контролируемая беседа предполагает жесткую программу, стратегию и тактику;
· стандартизированная беседа — стойкие программа, стратегия и тактика;
· частично стандартизированная — стойкие программа и стратегия, тактика значит ...