Межличностная коммуникация как составляющая часть структуры общения

Психология » Межличностный аспект речевого общения » Межличностная коммуникация как составляющая часть структуры общения

Анализ межличностной коммуникации – это анализ того, как с помощью каких средств происходит перемещение представлений, идей, знаний, настроений, т.е. субъективного опыта, от одного субъекта к другому.

Важнейшая характеристика коммуникативной стороны общения – это ее знаковый и интерпретативный характер. Информация всегда облекается в форму каких-либо знаков, иначе она не может быть представлена для человека.

Речь - это использование языка в коммуникативных целях, поскольку человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Структура речевой коммуникации предполагает как наличие элементов прохождения информации по коммуникативной цепи (отправитель → кодирование сообщения → движение по каналам → расшифровка (декодирование → получатель), так и психологических (намерение, замысел, цель, понимание сообщения) и социально-ролевых (статусные, ситуативные роли участников общения, используемые ими стилевые приемы) характеристик.

На процесс взаимопонимания в речевом общении существенное влияние оказывают некоторые особенности использования языка в речи. В их числе – денотация, коннотация, полисемия, синонимия, статичность высказывания, смешение наблюдения и оценки.

В социально-ориентированном общении социальные роли говорящих и слушающих выступают в качестве важнейшего фактора речевого поведения. Но не только ролевая ситуация задает характер речевого поведения ее участников. А и выбранные языковые средства, в частности – социально-символические средства демонстрации социального статуса и ролевых репертуаров общающихся (форма обращения, имитация произношения, стиль речевого поведения) [7].

Невербальная коммуникация – это обмен и интерпретация людьми невербальных сообщений, закодированных и передаваемых через выразительные движения тела, звуковое оформление речи, определенным образом организованную микросреду, окружающую человека, использование материальных предметов, имеющих символическое значение. От вербальных сообщений невербальные отличает большая многозначность, ситуативность, синтетичность, спонтанность.

Интерпретация невербального поведения – творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям, социального интеллекта, т.е. коммуникативной компетентности с учетом множества специфических факторов.

Способность слышать создает возможность обратной связи в межличностном общении. Благодаря обратной связи (оценочной и без оценочной) мы можем поддерживать или корректировать впечатления других о нас и наших установках.

Выделяют нерефлексивный, рефлексивный (активный) и эмпатический стили слушания, в основе которых лежит использование определенных речевых приемов. Эффективное применение различных стилей слушания способствует сохранению и развитию межличностного общения.

Успеваемость учащихся экспериментальной группы после проведения работы по повышению самооценки.
Таблица №6 Группы «А» «В» «С» «D» Эксперимент, до начала работы 41% 23,5% 35,5% Эксперимент, после проведения работы 18% 41% 23,5% 18% Если сравнивать результаты в контрольной группе до ...

Последствия групповых конфликтов
В зависимости от конфликтной ситуации, мотивов возникновения конфликтов и способов их разрешения групповые конфликты могут иметь как положительные (конструктивные), так и отрицательные (деструктивные) последствия. К конструктивным можно о ...

Мотивационные образования и мотивационные черты личности
И в обыденной жизни, и в психологической литературе наряду с понятием мотивы мы часто говорим о наших желаниях, влечениях, намерениях, различных интересах личности, которые также побуждают человека к деятельности и нередко принимаются за ...