Заключение

Подводя итоги работы можно сделать выводы, что выдающийся российский психолог М.Я. Басов большое внимание в своей научной деятельности обращал на анализ и разработку методов психологического исследования. Однако фокусом его исследовательских интересов становится проблема закономерностей и движущих сил психического развития, тесно связанная в его концепции с вопросом о предмете психологии.

В своих работах «Методика психологических наблюдений над детьми» (1926), «Общие основы педологии» (1931), он развивал идеи Лазурского о роли естественного эксперимента, как ведущего при исследовании психики детей. Большое внимание Басов уделял популяризации и введению в педагогическую практику и метода наблюдения, разрабатывая схемы наблюдений, а также методику анализа полученного при наблюдении и естественном эксперименте эмпирических данных. Доказывая, что научная психология должна опираться на объективное, внешнее наблюдение, Басов писал, что это единственный метод, который может быть применен ко всем формам развития психических функций. Если роль наблюдения связана прежде всего с широкими возможностями его применения, то значительная роль естественного эксперимента соотносилась Басов с его возможностью сохранения естественных связей со средой, что практически исключается в лабораторном эксперименте

Целостный подход Басова к трактовке психической деятельности ребенка для нас представляет большую ценность, он распространяется им на понимание самого предмета психологии и на вопрос о методе научного исследования.

[1] Басов М.Я. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1991. 568 с. С. 374.

[2] Басов М.Я. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1991. 568 с. С. 215.

[3] Басов М.Я. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1991. 568 с. С. 401.

[4] Басов М.Я. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1991. 568 с. С. 222.

[5] Детская психология: теория, факты, проблемы. / Под ред. Эльконина Д.Б. – Спб, Питер, 2002. 789 с. С. 114.

[6] Менчинская Н.А. Общепсихологические воззрения М.Я. Басова и их воздействие на педагогическую психологию. // История психологии. 1993. №11. С. 150.

[7] Басов М.Я. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1991. 568 с. С. 115.

Эмоциональный стресс. Стадии стресса. Механизмы уклонения от стресса. Некоторые особенности эмоционального стресса в современном обществе
С позиций теории функциональных систем, эмоциональная окраска поведенческого акта определяется отношением субъекта к доминирующей потребности и достигнутому результату. В случае достижения потребного приспособительного результата возникае ...

Мотивация и поведение личности в организации
Одним из принципов современной модели управления является принцип мотивации личности в организации. Управление как целенаправленное воздействие во многом зависит от имеющихся ресурсов и средств. Одним из средств воздействия на поведение че ...

Основные типы бесед
· Полностью контролируемая беседа предполагает жесткую программу, стратегию и тактику; · стандартизированная беседа — стойкие программа, стратегия и тактика; · частично стандартизированная — стойкие программа и стратегия, тактика значит ...