Информационный подход к когнитивному развитию в подростковом возрасте.

Психология » Когнитивный компонент самосознания у подростков » Информационный подход к когнитивному развитию в подростковом возрасте.

Сторонники информационного подхода основное внимание обращают на совершенствование у подростков тех умений, которые принято называть метапознанием. Метапознание включает в себя несколько умений, таких как способность размышлять о мыслях, формировать стратегии и планировать. В результате появления этих новых когнитивных умений подростки учатся анализировать и сознательно изменять процессы своего мышления.

Роберт Стернберг разделил интеллект на 3 компонента [14]:

1) метакомпоненты – процессы управления высшего порядка для планирования и принятия решений (например, способность выбирать определенную стратегию запоминания или осуществлять текущий контроль над качеством заучивания наизусть списка элементов – метапамять);

2) компоненты исполнения – процессы, используемые для осуществления решения задачи (отбор и извлечение релевантной информации из памяти);

3) компоненты приобретения (сохранения) знаний – процессы, используемые при усвоении новой информации.

В сущности, «метакомпоненты служат механизмом построения стратегии, превращающей компоненты остальных двух типов в ориентированные на задачу процедуры» [14]. Эти процессы развиваются постепенно.

Когнитивное развитие включает как накопление знаний, так и развитие компонентов обработки информации. Эти процессы взаимосвязаны. Решение проблем происходит эффективнее, когда у человека имеется большой запас соответствующей информации. У людей, владеющих более эффективными методами хранения и извлечения информации, формируются более полные базы знаний.

Подростки решают проблемы и рассуждают более эффективно, чем дети младшего школьного возраста. Но они также обладают более широким диапазоном сценариев или схем, которыми могут воспользоваться. Дети дошкольного возраста тоже разрабатывают простые сценарии для повседневной деятельности. Подростки разрабатывают более сложные сценарии для особых обстоятельств или процедур. Когда они пытаются решить проблему или разобраться в социальном событии, они могут рассуждать о смысле подобных вещей, заимствуя информацию из своих более сложных социальных сценариев. Подростки используют свои развивающиеся когнитивные умения в интеллектуальном и моральном поиске, касающемся их самих, их семей и мира.

Обобщая все сказанное выше, попробуем подвести итоги данной главы. Мы выяснили, что такое самосознание, как оно формируется, какова его структура, а также определили, какими особенностями обладает когнитивная сторона самосознания детей подросткового возраста, выявили, что эти отличия достаточно существенны. Именно в подростковом возрасте самосознание формируется окончательно, т. к. в личности подростков есть все предпосылки к этому.

Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии
Аль-Фараби (870 – 950) и его место в истории казахской психологии В истории становления и развития психологической мысли Казахстана огромная роль принадлежит выдающемуся ученому – энциклопедисту, выходцу из казахской степи Абу Насру аль- ...

Все люди разные.
Для того чтобы создать хорошие и любовные взаимоотношения, необходимо понимать эту истину. Однако в жизни мы не всегда признаем, что другие люди отличаются от нас. Мы выказываем недовольство, сопротивляемся и отвергаем эти различия. Мы т ...

Практическое применение проективного метода психодиагностики мотивов
На практике была использована методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса. Испытуемый К. набрал 21 балл (бланк ответов – в приложении 1). Согласно интерпретации результатов выявлен очень высокий уровень мотивации к достиж ...