Объективные тесты

Психология » Психодиагностика » Объективные тесты

Объективные тесты – методики, предназначенные для измерения результативности и способа (особенностей) выполнения заданий, тесты, в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение поставленных задач [5, с.17]. Существует достаточно много разновидностей объективных методик, которые объединяют в несколько групп:

I. Тесты личности (особенности интеллекта):

а) тесты действия (целевые личностные тесты):

· тесты структуры интеллекта Р. Амтхауэра (методика исследования особенностей мышления);

· прогрессивные матрицы Дж. Равена;

· тесты Выготского-Сахарова (формирование понятий у детей и взрослых);

· шкала памяти Векслера;

· тесты памяти Мейли (зрительная, слуховая память);

· шкала оценки Н.И. Озерецкого (оценка двигательных умений и отдельных компонентов моторики);

· тест "Спираль" (оценка двигательных функций);

· количественные отношения (логико-математические способности);

· установление закономерностей (внимание, память, логическое мышление);

· тест "Узоры" (воображение);

· тест "Фигуры" (образная память);

· красно-чёрные таблицы (переключение внимания);

· тест "Сенсорно-моторная координация";

б) тесты ситуационные (принятие решения в ситуации):

тест "Информационный поиск" (кратковременная память, внимание);

· тест "Умозаключения" (оценка логического мышления);

· тест "Компасы" (пространственное воображение);

· метод последовательной динамической оценки (Б.Я. Шведин);

· методика "Дилемма выбора" (описание двенадцати житейских ситуаций: выбор стратегии поведения – прогноз стиля принятия решений) (Н. Коган, М. Уоллэлч);

· II. Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта):

а) тесты способностей:

· шкала измерения интеллекта Д. Векслера;

· тест возрастающей трудности (оценка уровня интеллекта – модель теста Равена) (К. Поляков, А. Глушко);

· тест культурно-свободного интеллекта (Р. Кеттелл);

· шкала умственного развития Станфорд-Бине (Л.М. Термен);

· батарея тестов общих способностей (оценка интеллекта при ориентации на профессиональные критерии);

б) тесты достижений:

· тест "Арифметический счёт" (арифметические способности);

· тест "Шкалы приборов" (ориентация в показаниях приборов);

· тест "Координаты" (профессиональные способности);

в) критериально-ориентировочные тесты:

· тест изучения интеллектуальных способностей (четыре субтеста: "Анализ рельефа местности", "Анализ эмоционального состояния по мимике лица", "Анализ газетных политических текстов", "Овладение порядком и правилами отдачи приказаний") (И.Д. Жильников);

· тест "Определение способностей к обучению" (И.Н. Носс);

· тест "Адекватной характеристики объекта" (И.Н. Носс) [4, с.18].

Объективные тесты обладают невысокой степенью валидности и их однозначность оставляет желать лучшего: они связаны с сиюминутным физическим состоянием организма, а не только с психологическими процессами, поэтом не вполне однозначны, и не являются точными мерами силы отражаемого в них свойства. Однако объективные методики, опирающиеся не на словесные ответы, самохарактеристики или самооценки, а на независимые от сознания человека непроизвольные действия, реакции и продукты его деятельности, имеют и преимущество: они позволяют избежать субъективности и в этом отношении достаточно надёжны.

Структурная модель феномена отцовства
В процессе теоретического анализа работ Ш. Барта, Э. Фтенакиса, Г. Г. Филипповой, Овчарова Р. В. разработала структурная модель феномена отцовства. По предположению, «в структуру отцовства[8] входят следующие компоненты: - потребностно-э ...

Психология в дошкольном возрасте
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность в ...

Виды общения
· Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений л ...