Объективные тесты

Психология » Психодиагностика » Объективные тесты

Объективные тесты – методики, предназначенные для измерения результативности и способа (особенностей) выполнения заданий, тесты, в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение поставленных задач [5, с.17]. Существует достаточно много разновидностей объективных методик, которые объединяют в несколько групп:

I. Тесты личности (особенности интеллекта):

а) тесты действия (целевые личностные тесты):

· тесты структуры интеллекта Р. Амтхауэра (методика исследования особенностей мышления);

· прогрессивные матрицы Дж. Равена;

· тесты Выготского-Сахарова (формирование понятий у детей и взрослых);

· шкала памяти Векслера;

· тесты памяти Мейли (зрительная, слуховая память);

· шкала оценки Н.И. Озерецкого (оценка двигательных умений и отдельных компонентов моторики);

· тест "Спираль" (оценка двигательных функций);

· количественные отношения (логико-математические способности);

· установление закономерностей (внимание, память, логическое мышление);

· тест "Узоры" (воображение);

· тест "Фигуры" (образная память);

· красно-чёрные таблицы (переключение внимания);

· тест "Сенсорно-моторная координация";

б) тесты ситуационные (принятие решения в ситуации):

тест "Информационный поиск" (кратковременная память, внимание);

· тест "Умозаключения" (оценка логического мышления);

· тест "Компасы" (пространственное воображение);

· метод последовательной динамической оценки (Б.Я. Шведин);

· методика "Дилемма выбора" (описание двенадцати житейских ситуаций: выбор стратегии поведения – прогноз стиля принятия решений) (Н. Коган, М. Уоллэлч);

· II. Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта):

а) тесты способностей:

· шкала измерения интеллекта Д. Векслера;

· тест возрастающей трудности (оценка уровня интеллекта – модель теста Равена) (К. Поляков, А. Глушко);

· тест культурно-свободного интеллекта (Р. Кеттелл);

· шкала умственного развития Станфорд-Бине (Л.М. Термен);

· батарея тестов общих способностей (оценка интеллекта при ориентации на профессиональные критерии);

б) тесты достижений:

· тест "Арифметический счёт" (арифметические способности);

· тест "Шкалы приборов" (ориентация в показаниях приборов);

· тест "Координаты" (профессиональные способности);

в) критериально-ориентировочные тесты:

· тест изучения интеллектуальных способностей (четыре субтеста: "Анализ рельефа местности", "Анализ эмоционального состояния по мимике лица", "Анализ газетных политических текстов", "Овладение порядком и правилами отдачи приказаний") (И.Д. Жильников);

· тест "Определение способностей к обучению" (И.Н. Носс);

· тест "Адекватной характеристики объекта" (И.Н. Носс) [4, с.18].

Объективные тесты обладают невысокой степенью валидности и их однозначность оставляет желать лучшего: они связаны с сиюминутным физическим состоянием организма, а не только с психологическими процессами, поэтом не вполне однозначны, и не являются точными мерами силы отражаемого в них свойства. Однако объективные методики, опирающиеся не на словесные ответы, самохарактеристики или самооценки, а на независимые от сознания человека непроизвольные действия, реакции и продукты его деятельности, имеют и преимущество: они позволяют избежать субъективности и в этом отношении достаточно надёжны.

Мотивационные образования и мотивационные черты личности
И в обыденной жизни, и в психологической литературе наряду с понятием мотивы мы часто говорим о наших желаниях, влечениях, намерениях, различных интересах личности, которые также побуждают человека к деятельности и нередко принимаются за ...

Психосоциальное развитие человека от рождения до школы:
младенческий возраст, ранее детство и возраст игры Становления личности происходит на протяжении всей жизни. Первая психосоциальная стадия, по З. Фрейду, отвечает оральной фазе, охватывает первый год жизни, когда формируется ощущение дов ...

Основные понятия терапии искусством (арттерапии)
Анализ современных исследований по терапии искусством позволяет усматривать доказательства полезности этого метода для лечебных целей (McNiff, 1976) в том, что он: 1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально ...