Развитие выразительной речи

Психология » Развитие речи у детей » Развитие выразительной речи

Выразительность является важным качеством речи. Её развитие проходит длинный путь. Речь маленького ребёнка часто обладает яркой выразительностью. Нередко в ней преобладают итерации (усиливающиеся повторения), инверсии (нарушения обычного порядка слов), восклицательные обороты и т.д., - всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.

У маленького ребёнка выразительные моменты не являются сознательно избираемыми и используемыми стилистическими средствами или приёмами для того, чтобы произвести определённое эмоциональное впечатление. В них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребёнка, поскольку у него ещё нет твёрдо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы её выражение.

В дальнейшем, по мере того как импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, непроизвольная выразительность ее снижается. В результате, когда первоначальная непроизвольная выразительность, часто встречающаяся в речи маленьких дошкольников, спадает, речь детей может стать крайне маловыразительной (если над развитием её выразительности специально не работать).

Развитие речи, способной выразить эмоциональное отношение к тому, о чём идёт речь, и оказать на другого человека эмоциональное воздействие, сознательно пользуясь выразительными средствами, требует большой культуры.

Сознательная выразительность присуща художественной речи. Выразительные средства художественной речи складываются из разных элементов: выбор слов (лексика), сочетаемость слов и предложений (фразеология и контекст), структура речи и порядок слов. Придавая слову эмоциональную окраску, эти элементы позволяют речи передать предметное содержание мысли, а так же выразить отношение говорящего к предмету мысли и к собеседнику.

Понимание и переживание эмоционального подтекста требует вдумчивого воспитания. Основные трудности для понимания эмоциональный подтекст представляет в тех случаях, когда он отклоняется от открытого текста. Зачастую так дело обстоит с ироническими оборотами речи. Экспериментальная работа, выполненная В.Е. Сыркиной, показала ряд различных ступеней в развитии понимания. На первой ступени эмоциональный подтекст ускользает от школьника, слово берётся исключительно в его прямом значении. На более высокой ступени ученик уже чувствует расхождение между открытым текстом и эмоциональным подтекстом, но ещё не улавливает правильного соотношения между ними. При дальнейшем продвижении ученик постепенно учится улавливать сущность эмоционального подтекста и благодаря этому более глубоко проникает в основную мысль художественного произведения.

Весь ход развития понимания эмоционального подтекста с большой яркостью показал диалектическое единство между моментами переживания и понимания. Для того, чтобы понять подтекст речи, надо его "сопережить". А чтобы по-настоящему сопережить текст, надо его глубоко осмыслить. Так в плане конкретного эксперимента вновь подтвердилось и по-новому раскрылось одно из основных положений о единстве переживания и сознания.