Л. С. Выготский сегодня. Неклассическая психология
Страница 1

Психология » Сознательное и бессознательное » Л. С. Выготский сегодня. Неклассическая психология

Для Л. С. Выготского в его развитии . можно об этом много спорить и говорить . но всегда были две центральные фигуры. Это фигура Гамлета, к которой он возвращался много раз в своем творчестве, и фигура человека, который взломал мышление нескольких столетий - фигура Бенедикта Спинозы. По сути дела, сочетание этих двух личностей определило сам стиль мышления Л. С. Выготского, в котором, как сегодня говорилось, не только настоящее, но и будущее психологии. Что же случилось на этом веку? Несколько слов о происходящих событиях. Если бы мы провели простой эксперимент и во многих школах России спросили, по каким направлениям они развиваются, то услышали бы имена прежде всего Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. А последние десять лет иногда можно говорить круглыми категориями, стали десятилетием либеральной доктрины вариативного образования в школе. Доктрина, которая полностью вырастает из исследований Л. С. Выготского конца двадцатых годов. Именно культурно-историческая психология определила логику развития либерального вариативного образования России и создала те миры в школах, которые мы сегодня имеем. Именно культурно-историческая психология произвела, как сейчас предпочитают говорить, серьезнейшую модернизацию в современном мире образования.

Д. Б. Эльконин называет концепцию Выготского не столько культурно-исторической психологией, а указывает на сам стиль мышления неклассической психологии. Эти заметки, по большому счету, остались неуслышанными.

Неклассическая психология - это изменение стиля мышления, которое принесли Спиноза, Выготский, Бор и те исследователи, которые поменяли и ушли от жестко детерминистической картины мира Неклассическая психология вступила, благодаря Выготскому и другим мыслителям, в поединок с идеалом рациональности, который столь четко был проанализирован и изучен в исследованиях Мамардашвили, также любящего работы Выготского.

И вот сегодня мы имеем еще одну работу, в которой удивительно ярко говорится о величии Выготского и сопоставлении стилей мышления, идущих от Выготского. Эта работа называется (даже название у нее блестящее! ) «Торжество несхожести: Пиаже и Выготский». И это пленарный доклад Джерома Брунера в Женеве, который он посвятил Выготскому и Пиаже. В этой работе Брунер повторяет вслед за Бором формулу о том, что противоположность великой истины также может быть истиной, и только противоположность мелкой истины ложна. Это слова Бора Выготский и Пиаже, как противоположности, показывает Джером Брунер, - это не то, что надо вот так объединить, соединить и т. д. Это два разных стиля мышления. Это два разных способа мышления. Это два разных подхода к миру. И, заканчивая свое уникальное исследование, он говорит «Точно также как зрение имеет эффект диспаратности, чтобы видеть глубину мира, нужна несхожесть». Это гимн несхожести разных стилей мышления. И эта несхожесть дает глубину понимания мира

Неклассическая психология прежде всего взрывает сегодняшний подход к мышлению, который, благодаря многим авторам укоренился в нашем сознании. Я имею в виду К. Леви-Стросса, Ф. Соссюра. По сути, сегодняшнее мышление поражено логикой бинарных оппозиций. И любые схемы строятся именно на бинарных оппозициях. И идеал рациональности опирается на эти логики. И именно эти веши торпедируются, «снимаются» в исследованиях Выготского.

Страницы: 1 2 3 4 5

Упражнение 20. «Круг утешения»
Эту процедуру чаще всего проводят вслед за сценой горя, отчаяния, трагедии. Члены группы окружают протагониста, выражая ему любовь и сочувствие — как вербальными, так и невербальными средствами (объятия, поцелуи, прикосновения). Эта проце ...

Гельштаттерапия Ф. Перлза – интегративный метод неклинической психологии
Интегративные методы неклинической психологии – направления, в которых сочетаются идеи принципы основных психотерапевтических парадигм. Это современные направления и методы, которые существуют в сегодняшнем психотерапевтическом пространст ...

Труд
Труд – деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей[60]. Труд в целом не психологическая, а социальная категория. Предметом психологического изучения являются не труд в целом, а только психологические компонен ...