Л. С. Выготский сегодня. Неклассическая психологияСтраница 4
На самом деле у Выготского «задачи решаются со взрослыми и продвинутыми сверстниками». В этом суть дела, ключ. А что такое решения задач с продвинутыми сверстниками? А сверстник всегда ставит задачу, от зависти к которой Гейзенберг подпрыгнул бы до потолка. Это задача с моментами неопределенности: «Пойди туда, не знаю куда, возьми то, не знаю что». И как герои русских сказок, идут «туда, не знаю куда». И ведь самое интересное, что сверстники находят «то, не знаю что». Вот эта логика неопределенности, это введение неопределенности в систему (я перехожу и делаю на этом особый акцент) пронизывает и работы Л. С. Выготского, и работы по метафорам Ю. М. Лотмана. Ведь детская субкультура ставит перед ребенком задачи, небылицы, небывальщины: «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана, буду резать, буду бить, все равно тебе водить». Что эти зоны делают через зону, близкую к ЗБР, которую мы называем «зона вариативного развития»? Что делает ребенок? Он проходит самую важную школу, которая будет школой двадцать первого века, школу неопределенности. Сегодня, если мы не хотим быть рабами, как говорил Выготский, разума и репродуктивного мышления, в образование должна прийти школа неопределенности. Когда ребенок решает не стандартные задачи, не типовые задачи, а задачи с избыточными, недостаточными данными, вероятностной логикой. Все это сегодня мы имеем и начинаем понимать благодаря уникальному циклу исследований Выготского.
Одной из последних работ этого десятилетия дано очень любопытное название «Введение в Выготского». Это наши английские коллеги написали эту работу. Одни заголовки этого исследования - «Введение в миры Выготского», - показывают, как мысль неклассической психологии вращается вокруг Выготского. Назову некоторые из них: «От внешнего мира к внутренней речи», «Бахтин. Выготский. Интериоризации языка», «Практика, личность и социальный мир».
Выготский говорил об интериоризации. Сегодня куда важнее экстероризация. Интерсубъективность, о которой тоже писал Выготский. Как появляются интерсубъективные реальности, как появляются смысловые миры? Эта напряженная логика мысли сегодня должна быть пройдена, исследована. Не от мира, в который погружается субъект, а как я вбрасываю свою личность в мир, как я меняю пути развития, как я миру даю иные логики. Откуда вырастает мир как особая смысловая реальность?
И еще одна работа, в которой говорится о социальной памяти в советском мышлении. С позиции Выготского анализируются взаимоотношения формальной и неформальной памяти в учебниках по истории СССР разных периодов и показывается, как меняется эта память, как натратив входит во все эти вещи. Я не случайно сейчас именно штрихами хочу наметить этот подход неклассической психологии, как Выготского сегодня. Хотим ли мы этого или не хотим, критикуем ли мы Выготского или не критикуем, это живительное пространство развития.
Дорогие коллеги, один из замечательных исследователей Павел Флоренский обронил слова, что культура есть среда, растящая личность. Культура Выготского есть среда, растящая личности и в мире, и в этом зале. И то, что здесь, в институте, который раньше был институтом Шанявского, по всем законам неслучайных совпадений возникает институт психологии имени Л. С. Выготского - это не случайность. Это совершенно другое. За этим стоит то, что когда мы прорываемся в культуре, мы так или иначе погружаемся в иные семантики, иные миры мышления. И эти миры, за которые мы ответственны, которые мы понесем дальше, меняют разум уже не ушедшего двадцатого века, а наступающего на нас со всеми волнениями, страстями, со всеми любвями, из которых одна из самых важных - любовь к Льву Выготскому, в нашем двадцать первом столетии.
Формирование и поддержание корпоративной культуры в большом коллективе
Можно выделить несколько первичных механизмов передачи корпоративной культуры. К ним относятся:
1. компетентность и авторитет руководителя;
2. коллективные ценности как приоритеты руководства и коллективные правила;
3. создание образцо ...
Теоретический анализ проблемы социальной адаптации в
подростковом и юношеском возрасте. Понятие адаптации и ее виды
Одним из первых, кто стал изучать проблему функционирования живого организма как целостной системы, был французский физиолог К. Бернар. Он выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует, так как ...
Роль работника в организации.
Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возн ...