Связь речи и мышления

Мышление и внутренняя речь » Связь речи и мышления

Речь – это так же форма существования мысли, однако неправомерно отождествлять мысль и речь, как и представлять ее лишь только внешней формой мысли.

Свойства речи:

· содержательность (объем выраженных в речи мыслей; обеспечивается подготовленностью говорящего);

· понятность (объем знаний слушателей; обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям);

· выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью; обеспечивается интонацией, акцентом);

· действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение; обеспечивается индивидуальными (их учетом) особенностями слушателей).

Поведенческая психология пыталась свести мышление к речи, а мысль – к «деятельности речевого аппарата». Но любое словесное выражение регулируется содержанием нашей мысли. Поэтому речь не есть совокупность реакций по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она – интеллектуальная операция. «Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тождество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению». (С.Л. Рубинштейн.)[3]

Нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. В речи мы формулируем мысль, но, делая это, мы одновременно ее формируем. Речь поэтому нечто большее, чем внешняя одежда, форма мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в ней и совершается.

Речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми отношениями (ср. отношения формы и содержания в философии). Речевая (грамматическая) структура предложения часто не совпадает с логической (мыслительной) структурой суждения, выраженного в этом предложении. Иногда в языке отлагаются и запечатлеваются формы мышления той эпохи, когда возникли соответствующие формы речи, эти формы, закрепляясь в языке, неизбежно расходятся с мышлением последующих эпох. Уже в силу этого нельзя непосредственно отождествлять мышление с речью. Речь вообще имеет свою «технику». Эта «техника» связана с логикой мысли, но не тождественна с ней.

Работа с неврозов в гештальт - терапии
При наличии невроза человек препятствует себе в удовлетворении своих потребностей, целей, делает то, что ему не впрок и не делает то, что ему полезно. Процесс саморегуляции у него неэффективен. При работе с неврозами терапевт создает усл ...

Функциональные последствия конфликта
· Конфликты способствуют развитию и изменению в организации, так как открывают недостатки в организации, выявляют противоречия. Они помогают снизить сопротивление изменениям. · Конфликты способствуют поддержанию динамического равновесия ...

Псевдопроблемы.
Псевдопроблемы — это виртуальные, мнимые проблемы, о которых утверждается как о реальных. «Создание проблемы — это целенаправленный отбор информации и придание высокой значимости тем или иным событиям». Эти события, на самом деле, несущес ...