Практическое применение проективного метода психодиагностики мотивовСтраница 1
На практике была использована методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса. Испытуемый К. набрал 21 балл (бланк ответов – в приложении 1). Согласно интерпретации результатов выявлен очень высокий уровень мотивации к достижению успеха.
Люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху. Людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотивации к успеху – достижению цели.
Успех в любой деятельности К. зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают его к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать. Высокомотивированный К. больше работает и, как правило, достигает лучших результатов в деятельности, чем другие.
Мотивация – это один из важнейших факторов (как и способности, знания, навыки), который обеспечивает успех в деятельности.
Смысл деятельности К. заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Ему может нравиться процесс выполнения деятельности (например, проявление физической и интеллектуальной активности). Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит К. удовольствие и является специфической потребностью. Когда испытуемого побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию К. Постановка целей, промежуточных заданий – это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.
Невзирая на динамичность мотивационной сферы, К. присуща относительная стабильность иерархии мотивов. Можно утверждать, что мотивы, которые побуждают его к деятельности, являются относительно устойчивыми, неизменными (в течение определенного промежутка времени). Относительная стабильность иерархии мотивов предопределяется тем, что личность в целом и мотивы в частности (но не мотивация, которая зависит и от ситуативных факторов) не так уж легко подвергаются изменению. Невзирая на влияние различных факторов, которые способны изменить иерархию мотивов, есть основания также утверждать о ее относительной стабильности. Такая закономерность касается также мотивационной саморегуляции. Когда К. необходимо выполнить определенную деятельность, но не хватает мотивации, следует активизировать (задействовать) дополнительные мотивы, которые способны повысить общий уровень мотивации. Деятельность, как правило, побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов детерминирует деятельность, тем выше общий уровень мотивации.
Общие представления о структуре языкового знания
Уже Ф. де Соссюр говорил о том, что язык образуется в голове человека суммой всех словесных образов, общих для коллектива говорящих, и подчеркивал, что такая совокупность – «это клад, практикой речи отлагаемый во всех, кто принадлежит к о ...
Понятие невроза по Ф. Перлзу
Разработанная Ф.Перлзом теория неврозов основана на предпосылке, что люди должны найти свой собственный путь в жизни и принять на себя личную ответственность, если они надеются достичь зрелости. Это подход, направленный на развитие самост ...
Владимир Дмитриевич Шадриков
Владимир Дмитриевич Шадриков - один из крупнейших отечественных психологов, лидер ярославской психологической школы, выдающийся ученый и педагог, заместитель министра общего и профессионального образования РФ. Он известен в России и за ру ...