Личность. Структура личности

Понятие личности относится к числу наиболее сложных в человекознании. В русском языке давно употребляется термин "лик" для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово "личность" восходит к латинскому понятию "персона", что означало маску актера в театре, социальную роль и человека, как некое целостное существо. В восточных языках, таких как китайский или японский, слово "личность" связывают не только с лицом человека, но даже в большей степени с его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с его телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие.

На данный момент выделяют четыре теории личности:

Биологизаторская - по данной теории каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли.

Социологизаторская - личность это продукт, который полностью формируется только в ходе социального опыта, биологическая наследственность не играет при этом значительной роли.

Психоаналитическая теория Фрейда - личность это совокупность желаний, импульсов, инстинктов.

Фрейд очертил следующую структуру личности:

а) "Ид" ("оно") - бессознательное поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью не осознаются.

б) "Эго" ("Я") - это осознание человеком самого себя, своих желаний и потребностей.

в) "Суперэго" - осознание человеком норм и правил общества.

Сразу рассматривать человека как личность нельзя, так как существует такое понятие как “становление личности” из которого можно сделать вывод, что личность формируется в процессе жизнедеятельности, не приобретается при рождении.

Проследим путь о рождения до формирования личности.

Первый этап - человек. Можно сказать "родился человек", подразумевая какое-то человеческое существо, но не выделял определенных особенностей. Человек - это общеродовое понятие, это совокупность физиологических и психологических особенностей, отличающих человеческое существо от других живых существ.

Второй этап - индивид. Индивид - это конкретный представитель человеческого рода (вопрос индивид и личность рассматривается в пункте.

Третий этап - индивидуальность. Индивидуальность - это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности).

Четвертый этап - личность. Личность - это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта.

Личность формируется и развивается в процессе своей жизнедеятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт.

Хотелось бы выделить следующие факторы развития личности (потребность и является социальным опытом):

Биологическая наследственность - она создает изначальное отличие личности от других членов общества, создает дополнительные возможности или ограничения для развития тех или иных качеств личности.

Физическое окружение - означает, что особенности в поведении людей во многом определяются особенностями климата, географического пространства природных ресурсов, организации пространства.

Культура общества - т.е. каждое общество дате всем своим представителям особые культурные образцы, язык, ценности, которые другие общества предложить не могут.

Групповой опыт - в результате взаимодействия и общения с другими людьми человек осваивает множество социальных ролей, а также формирует собственный "Я - образ", который появляется в результате оценок окружающих.

Индивидуальный опыт - это совокупность чувств, эмоций, впечатлений, событий, переживаний, пережитых личностью. Индивидуальный опыт уникален и неповторим[1].

Правила посылок
1. Две частные посылки не дают следствия. 2. Две отрицательные посылки не дают следствия. 3. Если одна из посылок отрицательна, то и следствие отрицательно. 4. Если одна из посылок частная, то и следствие частное. Все эти прави ...

Психические особенности больных с различными соматическими заболеваниями.
Особенности психической сферы у больных с соматическими заболеваниями издавна привлекают к себе внимание клиницистов. В современных условиях эта проблема приобретает особенно большое значение в связи со значительным ростом психогенных п ...

Цивилизация как социокультурное образование, мера развития общества
Цивилизация – это культурная общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Особенности цивилизаций определяются характером социокультурного устройства общества. Хантингтон выделяет восемь современных ...