Психологические методы исследования личности.
Страница 4

Психология » Методы исследования личности » Психологические методы исследования личности.

Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. Этот метод исторический и одновременно генетический, ведь он разрешает проследить динамику жизненного пути человека, учитывая экономические, социальные, моральные, этнопсихологические и психофизиологические аспекты. Его предметом есть жизненный путь человека, а источниками биографической информации выступает сам человек и события среды, которая его окружает. Характеристика личности на основе биографического метода может вмещать такие разделы (Г. Щокин):

• данные жизненного пути;

• стадии социализации (семья, школа, вуз и т.п.);

• среда развития (место проживание, учебные учреждения, кружки по интересам и т.п.);

• интересы и любимые занятия в разные периоды жизни;

• состояние здоровья (в том числе заболевания, которые перенесенные человеком).

Исследование личности с помощью биографического метода может проводиться таким образом: подопытному предлагается анкета, в которой учитываются следующие вопросы: «В какой семье и вы родились, как прошло ваше детство, как жила ваша семья, как ее члены относились друг к другу, какие ваши первые воспоминания, что вам нравилось в школе и что не нравилось, как в тот период складывались ваши отношения с родителями, кем были ваши друзья, чем вы интересовались и что думали о будущей жизни, как вы жили и когда стали взрослым человеком, как избирали профессию, каким образом проводили досуг, что для вас является наиболее интересным и важным, какие ваши жизненные планы? Обработка результатов предусматривает складывание таблицы личностного развития, куда в хронологическом порядке записываются даты, события, которые связаны с этими датами, переживание по поводу этих событий. Далее ответы обрабатываются методом контент-анализа. Интерпретация результатов предусматривает анализ:

• социальной ситуации развития личности;

• основного фона эмоциональных переживаний в разные периоды развития;

• ценностных ориентаций, направленности, интересов, тенденций, среды общения, социальной активности личности;

• основных конфликтов и движущих сил развития личности.

В общем, владение методами изучения психологических особенностей человека и умение использовать их на практике - важнейшие условия творческой работы.

Страницы: 1 2 3 4 

Когнитивные изменения в подростковом возрасте.
На протяжении подросткового возраста продолжается развитие мыслительных способностей, а следовательно, и расширение сознания происходящего, границ воображения, диапазона суждений и проницательности. Эти возросшие возможности познания спос ...

Лечение алкоголизма
Строго говоря, алкоголизм не лечится. Все виды лечения сводятся к тому, чтобы помочь человеку полностью бросить пить. Но большинство алкоголиков не хотят бросать пить, а хотят стать умеренно пьющими, что невозможно. Стационарное лечение ...

Здесь и сейчас
Гештальт-терапия, используя в качестве рабочего понятия слово "организм" вместо терминов "индивид" или "личность", постоянно подчеркивает роль потребностей в цикле жизненной активности. Под их влиянием челове ...