Практическая часть
Страница 3

Процесс формирования межличностной толерантности старшеклассников многоэтапный, который состоял из пяти этапов: поисково-теоретического, констатирующего, формирующего, рефлексивного и диагностического, каждый имел свои особенности. В ходе опытно-экспериментальной работы выделены противоречия процесса формирования межличностной толерантности старшеклассников:

1 обучающиеся нетерпимы, но хотят терпимого отношения к себе;

2 старшеклассники понимают значимость толерантности, но не знают, как ее формировать у себя.

Разрешение вскрытых противоречий выявило трудности формирования межличностной толерантности старшеклассников: эгоизм обучающихся, отсутствие эмпатии, низкий культурный уровень.

Опытно-экспериментальная работа показала значимость содержания в процессе формирования межличностной толерантности старшеклассников. Оно имело личностный смысл для обучающихся и включало информацию о толерантности как общечеловеческой ценности, мотивацию учащихся на толерантное поведение, организацию деятельности с целью обогащения

опыта толерантности. Введение спецкурсов «Традиции классики в литературе», «Политическая толерантность», «В гармонии с миром» (Формирование установок толерантного сознания старшеклассников») и др. обогатило представление школьников о толерантности. Опытно-экспериментальная работа убедила нас в верности наших предположений: в формировании межличностной толерантности старшеклассников предпочтение отдается активным формам деятельности: проектированию, моделированию, тренингам, беседам, диспутам, дискуссиям. Наиболее интересной оказалась для старшеклассников разработка проектов: «Традиции толерантности в русской культуре», «Традиции толерантности в нашем городе», «Традиции толерантности в нашем классе» и др. В ходе опытно-экспериментальной работы были подтверждены условия формирования межличностной толерантности: выделение формирования межличностной толерантности как одного из стратегических направлений деятельности образовательного учреждения, подготовка педагогов к оказанию квалифицированного содействия формированию межличностной толерантности обучающихся. Реализация первого условия вызвала необходимость составления перспективного плана образовательного учреждения по формированию межличностной толерантности, корректировки программ по школьным предметам с учетом предлагаемого комплекса педагогических мер, разработки основных направлений работы школы по формированию межличностной толерантности; для введения второго условия разработана концепция повышения квалификации педагогов, реализующая аксиологический, личностно ориентированный, интегративный подходы и нестандартное понимание толерантности как активной педагогической толерантности, проявляющейся в умении преодолевать нетерпимость, встать на позицию старшеклассника, понять его и оказать ему конструктивную педагогическую помощь и поддержку. Опытно-экспериментальная работа убедила нас в верности выбранного направления: предложенный комплекс педагогических мер и выделенные условия способствует эффективности формирования межличностной толерантности старшеклассников.

Страницы: 1 2 3 

С.Л. Рубинштейн. Понятие о воле
Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего ...

«Идеальный другой»
Это один из вариантов техники замены ролей. Существующий в действительности значимый для протагониста человек заменяйся фантастическим образом такого значимого человека, какого у него никогда не было, но какого он хотел бы видеть возле се ...

Структура речи
В развитии структуры детской речи отправным пунктом является слово-предложение, выполняющее на ранних стадиях ту функцию, которая в речи взрослых выражается целым предложением: "стул" - значит, "посади на стул", " ...