Практическая часть
Страница 3

Процесс формирования межличностной толерантности старшеклассников многоэтапный, который состоял из пяти этапов: поисково-теоретического, констатирующего, формирующего, рефлексивного и диагностического, каждый имел свои особенности. В ходе опытно-экспериментальной работы выделены противоречия процесса формирования межличностной толерантности старшеклассников:

1 обучающиеся нетерпимы, но хотят терпимого отношения к себе;

2 старшеклассники понимают значимость толерантности, но не знают, как ее формировать у себя.

Разрешение вскрытых противоречий выявило трудности формирования межличностной толерантности старшеклассников: эгоизм обучающихся, отсутствие эмпатии, низкий культурный уровень.

Опытно-экспериментальная работа показала значимость содержания в процессе формирования межличностной толерантности старшеклассников. Оно имело личностный смысл для обучающихся и включало информацию о толерантности как общечеловеческой ценности, мотивацию учащихся на толерантное поведение, организацию деятельности с целью обогащения

опыта толерантности. Введение спецкурсов «Традиции классики в литературе», «Политическая толерантность», «В гармонии с миром» (Формирование установок толерантного сознания старшеклассников») и др. обогатило представление школьников о толерантности. Опытно-экспериментальная работа убедила нас в верности наших предположений: в формировании межличностной толерантности старшеклассников предпочтение отдается активным формам деятельности: проектированию, моделированию, тренингам, беседам, диспутам, дискуссиям. Наиболее интересной оказалась для старшеклассников разработка проектов: «Традиции толерантности в русской культуре», «Традиции толерантности в нашем городе», «Традиции толерантности в нашем классе» и др. В ходе опытно-экспериментальной работы были подтверждены условия формирования межличностной толерантности: выделение формирования межличностной толерантности как одного из стратегических направлений деятельности образовательного учреждения, подготовка педагогов к оказанию квалифицированного содействия формированию межличностной толерантности обучающихся. Реализация первого условия вызвала необходимость составления перспективного плана образовательного учреждения по формированию межличностной толерантности, корректировки программ по школьным предметам с учетом предлагаемого комплекса педагогических мер, разработки основных направлений работы школы по формированию межличностной толерантности; для введения второго условия разработана концепция повышения квалификации педагогов, реализующая аксиологический, личностно ориентированный, интегративный подходы и нестандартное понимание толерантности как активной педагогической толерантности, проявляющейся в умении преодолевать нетерпимость, встать на позицию старшеклассника, понять его и оказать ему конструктивную педагогическую помощь и поддержку. Опытно-экспериментальная работа убедила нас в верности выбранного направления: предложенный комплекс педагогических мер и выделенные условия способствует эффективности формирования межличностной толерантности старшеклассников.

Страницы: 1 2 3 

Методы исследования внимания
Сбор объективной информации об особенностях внимания может основываться на неэкспериментальных методах, и методах экспериментальных предъявляющих более строгие требования к процедуре исследования. Среди неэкспериментальных методов главны ...

Семейное благополучие
Когда выбран спутник жизни, нужно строить отношения. Они строятся на основе того, что каждый из супругов дает друг другу. Для того чтобы выстроить серьезные отношения требуются совместные усилия, однако результат стоит затраченных усилий. ...

Психологическое сопровождение развития профессионального самосознания студентов
Существует три подхода к проблеме становления личности в профессии. Первый подход рассматривает проблему становления личности в профессии как движение от деятельности к личности. Первоначально изучается профессиональная деятельность, в не ...