Практическая часть
Страница 1

Следующим показателем, характеризующим особенности формирования ЦО личности учащихся старших классов, является содержательная сторона иерархической структуры ЦО. Она определяется по величине ранга, полученного той или иной ценностью. Совершенно очевидно, что из анализа особенностей содержания ЦО учащихся нужно исключить тех, у кого отсутствует механизм дифференциации ценностей. ЦО у этих учащихся как устойчивое и действенное личностное образование еще не сформировались. У всех же остальных учащихся обнаруживается разная степень сформированности ЦО, которые могут иметь различия (типы) по своему содержанию (направленность ЦО).

Для определения содержания ЦО в исследованиях обычно принято использовать факторный или таксономический анализ. И хотя оба они (особенно таксономический) достаточно эффективны, однако сопряжены со сложной математической процедурой, предусматривающей применение достаточно мощной ЭВМ. В условиях практической работы школьного психолога содержательный анализ структуры ЦО учащихся можно несколько упростить. Используя основной принцип таксономии -- группировку данных по сходным признакам, мы предлагаем следующую процедуру обработки полученных данных. Взяв результаты ранжирования учащимися предложенных ценностей по группам в зависимости от степени дифференциации (высокая и низкая), выделить в них тех учащихся, у которых совпали оценки одних и тех же ценностей. Минимальным числом считается совпадение по 9 ценностям при расхождении по одной из этих ценностей в 1 балл. Сгруппировав на этом принципе данные ранжирования, вычисляют средний балл по каждой из 16 ценностей (сначала по Т-ценностям, потом по И-ценностям). Средний балл определяется путем деления суммы всех оценок по данной ценности на число учащихся данной группы. Например, одинаковые оценки по 9 терминальным ценностям поставили 12 учеников. При этом ценность «интересная работа» у 11 учащихся получила высший балл «5», а у одного -- 4 балла. Таким образом, в этой группе учащихся ценность «интересная работа» имеет средний балл 4,89. Подобным образом вычисляются баллы и для всех остальных 16 ценностей.

В зависимости от «балльного веса» каждой ценности, она распределяется по шкале своей значимей для данной группы испытуемых. При этом возможно, что некоторые ценности получат одинаковое значение, свидетельствующее об их равнозначном месте в иерархической структуре ЦО учащихся. Как правило, при такой обработке определенные ценности получают близкие по величине средние оценки и образуют таким образом смысловые группы ценностей. Для выделения таких групп ценностей из основного их массива нужно вычислить достоверность различий между группами, используя в зависимости от характера распределения критерии Стьюдента или Вилкоксона. Ценности, расположенные в зависимости от полученных ими значений образуют, таким образом, иерархическую содержательную структуру ЦО учащихся. Естественно, что ценности, попавшие в верхнюю часть этой структуры, определяют ведущую, основную ориентацию индивида на или иные цели и средства его деятельности, что позволяет содержательно охарактеризовать направленность личности. Ценности, расположенные в нижней части иерархической структуры, также характеризуют направленность личности, так как показывают незначимость содержащихся в них целей и средств для данного человека. Ценности, сгруппировавшиеся в редине иерархической структуры, малоинформативны для определения общей направленности личности. Для них характерна тенденция к изменению своего рангового места в зависимости от условий жизни и деятельности индивида, т. е. они больше, чем другие, подвержены влиянию стороны и как бы добавляют штрихи к общей оценке содержательной стороны ЦО личности.

На основе предложенной обработки и анализа данных можно получить типологию ценностных ориентации личности учащихся старших класс отличающихся по определению деструктивных установок в межличностных отношениях.

Инструкция. Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем по ходу наших дальнейших пояснений обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни.

Опросник

1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.

2. Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).

3. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.

4. Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.

5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.

6. Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.

7. Большинство людей лишены чувства сострадания к другим.

8. Большинство работников на предприятиях и в учреждениях стараются прибрать к рукам все, что плохо лежит.

9. Большинство подростков сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.

Страницы: 1 2 3

Стадии развития алкоголизма
В советской наркологической практике было принято выделять три стадии алкоголизма, плюс бытовое пьянство в качестве «нулевой» стадии. Бытовое пьянство — это «нулевая» стадия алкоголизма. Для этого этапа характерны: способность контролиро ...

Природа психологических проблем с точки зрения А.Бека
Когнитивные схемы могут быть как адаптивные (нормальными, адекватными), так и неадаптивными (аномальными, неадекватными). Бек считает, что у каждого человека в когнитивном функционировании имеется слабое место – «когнитивная уязвимость», ...

Классификация мотивов
Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов. Классификаций мотивов ровно столько, сколько существует оснований для их классификации. Одним из таких оснований может быть содержание потребностей. С этой точк ...