Решение проблемы адаптации детей - инвалидов в Челябинской области
Страница 1

Психология » Адаптация детей-инвалидов в семье » Решение проблемы адаптации детей - инвалидов в Челябинской области

ЧОЦСЗ "Семья" совместно с ЧелГУ - Региональным центром образования инвалидов осуществляет "Программу социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Челябинской области". Данная программа предусматривает кроме медико-социальной реабилитации и социальную адаптацию детей инвалидов в возрасте от 6 до 15 лет, находящихся в стационарном отделении ЧОЦСЗ "Семья".

Одной из важнейших задач психолого-педагогической службы отделения социальной адаптации Центра "Семья" является выявление детей, отставших от сверстников, для оказания им своевременной помощи, предупреждения неуспеваемости, задержек в развитии. Оно диктуется необходимостью создания адекватных условий обучения и воспитания, поиском средств для преодоления ими трудностей в поведении и взаимоотношениях со средой.

Новизна проводимой работы в Центре заключается в своевременной психологической диагностике личности ребенка-инвалида, а затем последовательном наблюдении за поведением и склонностями ребенка в период его развития, личностно-ориентированном подходе, социальном патронаже с целью последующей интеграции ребенка в систему общественных отношений посредством получения образования в специализированных учреждениях.

Предполагается диагностика личностных, интеллектуальных и поведенческих особенностей и склонностей к определенным видам деятельности ребенка-инвалида с последующим наблюдением в среде обитания с помощью социального патронажа. Организации, таким образом, помощи в развитии и дальнейшем выборе жизненного пути, выборе профессии и учебного заведения. С этой целью предполагается сотрудничество с Региональным центром обучения инвалидов при факультете доступности образования ЧелГУ и другими образовательными учреждениями, занимающимися образованием данной категории населения.

В целом, в задачи отдела социальной адаптации входит следующее:

1. Необходимость отбора и апробации наиболее информативных методик для социальной адаптации детей, испытывающих трудности в обучении и взаимодействии со средой обитания.

2. Проведение динамического наблюдения за детьми в условиях стационарного отделения.

3. Создание индивидуальных медико-психолого-педагогических программ с учетом психических функций и психической деятельности каждого учащегося с последующим курированием их выполнения на местах.

4. Создание банка данных о детях-инвалидах, проживающих в Челябинской области.

5. Последовательное осуществление адаптационных и реабилитационных мероприятий в условиях Центра "Семья".

6. Осуществление патронажа семей детей инвалидов, проживающих на территории области с целью непрерывного отслеживания процесса социальной адаптации ребенка инвалида.

7. Профессионально-трудовая адаптация детей с ограниченными возможностями, проходящих курс социальной реабилитации в Центре.

Особое значение данная деятельность приобретает с условием, что Центр "Семья" обслуживает малообеспеченные семьи.

Реализация вышеуказанных задач предполагает планирование следующего содержания деятельности специалистов ЧОЦСЗ "Семья":

1. Развитие диагностической работы: взаимодействие специалистов всех профилей для определения индивидуальной программы социальной адаптации ребенка - инвалида ; поиск новых подходов в составлении реабилитационной карты ребенка - инвалида ; наблюдение за динамикой адаптации ребенка - инвалида ; накопление методик адекватных возрасту детей , уровню социально-психологического состояния и здоровья.

Одним из решающих факторов, обуславливающих положение ребенка инвалида в семье и обществе является его индивидуальность. Поэтому в Центре "Семья" психологической службой осуществляется диагностика и развитие креативности детей-инвалидов. При этом используется ряд методик на измерение творчества, например, развития творческих способностей Торанса, а также игры, которые будучи внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития креативности у детей, особенно одаренных.

Также проводится психогимнастика - это этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Цели курса психогимнастики: обучение детей выразительным движениям; тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам; формирование у детей моральных представлений; коррекция поведения с помощью ролевых игр; снижение эмоционального напряжения; тренировка психомоторных функций; обучение ауторелаксации.

Детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

Следующее направление - исследование личностных особенностей детей (тест Кеттелла), акцентуаций характера детей (тест Акцентуации характера). На основе результатов теста Акцентуации характера определяется комплекс психолого-педагогических услуг детям-инвалидам, куда входят рекомендации по преодолению конфликтогенных ситуаций, характерных для данного ребенка и психотехнические упражнения. По результатам теста Кеттела за полгода 50% детей-инвалидов полны мрачных опасений и состояний тревожности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Характеристика требования к составлению программ коррекции
Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принци ...

Экспериментальное исследование эмоциональной сферы у детей. Организация исследования и методы изучения эмоциональной сферы у детей
Исследование детей с умеренной умственной отсталостью проводилось в МОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школе № 23 ". В 2007-2008 учебном году в школе обучается 161 ребенок, функционирует 16 классов, из них 3 к ...

Психологическая зависимость от компьютерных игр
Можно выделить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику. Применительно к этому аспекту напомним, что все теоретические выкладки основаны на изучении влияния ролевых ком ...