Решение проблемы адаптации детей - инвалидов в Челябинской области
Страница 1

Психология » Адаптация детей-инвалидов в семье » Решение проблемы адаптации детей - инвалидов в Челябинской области

ЧОЦСЗ "Семья" совместно с ЧелГУ - Региональным центром образования инвалидов осуществляет "Программу социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Челябинской области". Данная программа предусматривает кроме медико-социальной реабилитации и социальную адаптацию детей инвалидов в возрасте от 6 до 15 лет, находящихся в стационарном отделении ЧОЦСЗ "Семья".

Одной из важнейших задач психолого-педагогической службы отделения социальной адаптации Центра "Семья" является выявление детей, отставших от сверстников, для оказания им своевременной помощи, предупреждения неуспеваемости, задержек в развитии. Оно диктуется необходимостью создания адекватных условий обучения и воспитания, поиском средств для преодоления ими трудностей в поведении и взаимоотношениях со средой.

Новизна проводимой работы в Центре заключается в своевременной психологической диагностике личности ребенка-инвалида, а затем последовательном наблюдении за поведением и склонностями ребенка в период его развития, личностно-ориентированном подходе, социальном патронаже с целью последующей интеграции ребенка в систему общественных отношений посредством получения образования в специализированных учреждениях.

Предполагается диагностика личностных, интеллектуальных и поведенческих особенностей и склонностей к определенным видам деятельности ребенка-инвалида с последующим наблюдением в среде обитания с помощью социального патронажа. Организации, таким образом, помощи в развитии и дальнейшем выборе жизненного пути, выборе профессии и учебного заведения. С этой целью предполагается сотрудничество с Региональным центром обучения инвалидов при факультете доступности образования ЧелГУ и другими образовательными учреждениями, занимающимися образованием данной категории населения.

В целом, в задачи отдела социальной адаптации входит следующее:

1. Необходимость отбора и апробации наиболее информативных методик для социальной адаптации детей, испытывающих трудности в обучении и взаимодействии со средой обитания.

2. Проведение динамического наблюдения за детьми в условиях стационарного отделения.

3. Создание индивидуальных медико-психолого-педагогических программ с учетом психических функций и психической деятельности каждого учащегося с последующим курированием их выполнения на местах.

4. Создание банка данных о детях-инвалидах, проживающих в Челябинской области.

5. Последовательное осуществление адаптационных и реабилитационных мероприятий в условиях Центра "Семья".

6. Осуществление патронажа семей детей инвалидов, проживающих на территории области с целью непрерывного отслеживания процесса социальной адаптации ребенка инвалида.

7. Профессионально-трудовая адаптация детей с ограниченными возможностями, проходящих курс социальной реабилитации в Центре.

Особое значение данная деятельность приобретает с условием, что Центр "Семья" обслуживает малообеспеченные семьи.

Реализация вышеуказанных задач предполагает планирование следующего содержания деятельности специалистов ЧОЦСЗ "Семья":

1. Развитие диагностической работы: взаимодействие специалистов всех профилей для определения индивидуальной программы социальной адаптации ребенка - инвалида ; поиск новых подходов в составлении реабилитационной карты ребенка - инвалида ; наблюдение за динамикой адаптации ребенка - инвалида ; накопление методик адекватных возрасту детей , уровню социально-психологического состояния и здоровья.

Одним из решающих факторов, обуславливающих положение ребенка инвалида в семье и обществе является его индивидуальность. Поэтому в Центре "Семья" психологической службой осуществляется диагностика и развитие креативности детей-инвалидов. При этом используется ряд методик на измерение творчества, например, развития творческих способностей Торанса, а также игры, которые будучи внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития креативности у детей, особенно одаренных.

Также проводится психогимнастика - это этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Цели курса психогимнастики: обучение детей выразительным движениям; тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам; формирование у детей моральных представлений; коррекция поведения с помощью ролевых игр; снижение эмоционального напряжения; тренировка психомоторных функций; обучение ауторелаксации.

Детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

Следующее направление - исследование личностных особенностей детей (тест Кеттелла), акцентуаций характера детей (тест Акцентуации характера). На основе результатов теста Акцентуации характера определяется комплекс психолого-педагогических услуг детям-инвалидам, куда входят рекомендации по преодолению конфликтогенных ситуаций, характерных для данного ребенка и психотехнические упражнения. По результатам теста Кеттела за полгода 50% детей-инвалидов полны мрачных опасений и состояний тревожности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Процедура отвращения.
Эта техника традиционно использовалась для избавления от нежелательного вида поведения. Каждое проявление такого поведения сопровождается стимулом, вызывающим физический дискомфорт (например, электрошок, рвотное средство, чувство страха и ...

Метод исследования способностей распределения внимания
Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности. Человек часто вынужден распределять свое внимание между двумя или несколькими видами. Первые эксперименты по изучению распределения вни ...

Упражнение 10. «За спиной»
Это обсуждение действий, мыслей и чувств протагониста как бы в его отсутствие, хотя на самом деле он находится среди зрителей. Протагонист сидит на стуле, повернутом спинкой ко всем остальным участникам, и не может принимать участия в обс ...