Решение проблемы адаптации детей - инвалидов в
Челябинской областиСтраница 4
10. Обеспечение взаимодействия со специализированными учебными учреждениями, занимающимися профессиональной подготовкой инвалидов.
Планируются посещение детьми ПТУ и Регионального центра обучения инвалидов на базе факультета доступности образования ЧелГУ. Информирование родителей подростков-инвалидов, проходящих курс социальной реабилитации в Центре о возможных путях получения их детьми образования и профессии. Приглашение специалистов специализированных учебных заведений с целью проведения мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов.
11. Разработка методических рекомендаций по социально-эстетическому воспитанию детей-инвалидов. Отработка методик социальной адаптации детей через систему культурно-развлекательных мероприятий.
Дети с ограниченными возможностями, приезжающие в отделение социальной адаптации Центра " Семья " чрезвычайно разные: некоторые избалованы вниманием и гиперопекой родителей, привыкшие получать все по первому требованию, робкие дети с явным комплексом неполноценности, неуверенные в себе, настороженные, им со стороны взрослых уделялось недостаточно внимания.
Детям с ограниченными возможностями для успешной адаптации в большей степени нежели здоровым необходимы положительные эмоции. Смена впечатлений и деятельности, а также встреча с искусством являются основным источником их получения. Более того, это позволяет ребенку отойти от своих проблем, связанных со здоровьем.
В первую очередь происходит знакомство детей с творчеством самодеятельных школьных коллективов, училища для детей-инвалидов, специализированных интернатов. Посетив спектакли, концертные программы, дети высказывают свое мнение по поводу увиденного и решают для себя могут ли они сами участвовать в таких мероприятиях. Посещение детской студии эстрадного танца "Данко" предусматривает не только просмотр концертной программы, но и дает возможность детям попробовать себя в танце, повторить простые танцевальные движения. Такой момент помогает ребенку с ограниченными возможностями почувствовать себя увереннее, избавиться от комплекса неполноценности, просто испытать радостные чувства.
Одна из форм работы с детьми по развитию эстетического вкуса - это посещение спектаклей Драматического театра, Театра оперы и балета, Театра для детей и юношества и других. Для многих детей это впервые. Вот как сами ребята отзываются об увиденном: "Мне кажется, что театр помогает увидеть в себе нечто возвышенное, красивое", Танзеля К. (13 лет); "Театр делает жизнь более приятной" - Ваня З. (11 лет); "Я впервые увидела столько красивых и счастливых людей" - Оля М. (12 лет); "Театр - толчок художественного развития души" - Лариса Н. (14 лет).
Посещение цирка, выставок, концертов расширяет кругозор воспитанников, их круг общения, учит ребят культуре поведения, помогает проблемным детям адаптироваться в коллективе. И, если в первые дни предложение посетить картинную галерею или театр подчас вызывает у детей отрицательную реакцию, то к концу пребывания ребята высказывают желание встретиться с прекрасным.
Организуются экскурсии в зоопарк, аквариум, так как общение с животными способствует раскрытию лучших душевных качеств ребенка.
Следующим этапом в процессе социальной адаптации путем эстетического воспитания является переход от пассивного участия к активной творческой деятельности. Ребенок, начав ощущать себя личностью, включается в креативный процесс через участие в конкурсно-игровых и познавательных программах, проводимых в Центре. Для снятия "социальной робости" (ощущения изоляции, отверженности) наиболее эффективной формой является игра. Главная задача игры - создание новой безопасной обстановки группового взаимодействия с учетом интересов каждого ребенка. Именно поэтому первым коллективным мероприятием становится программа "Разрешите с Вами познакомиться", к участию в которой привлекаются все дети, при этом они выполняют роли и участника и зрителя. Тем самым снимается напряжение, ребенок, несмотря на физический недостаток, ощущает себя необходимым в коллективе.
Для преодоления комплекса неполноценности и ощущения своей значимости детям предлагается принять активное участие в подготовке музыкальной шоу-программы "Парад песен". Это мероприятие для Центра стало традиционным. Перед детьми ставятся конкретные задачи: участвовать в программе должен каждый; песню ребята выбирают сами, учитывая желания каждого; костюмы шьются и готовятся самими детьми.
Участвуя в "Параде песен", ребенок раскрывает свой внутренний мир, ведь известно, что костюм и образ, выбранный исполнителем отражает взгляд человека на себя. Так, например, замкнутый малообщительный Эльдар З., прекрасно справился с ролью самоуверенного и напористого деревенского ухажера. После этого повысился статус данного ребенка в коллективе.
Теоретические подходы к проблеме «кризиса» в подростковом периоде
Существенные изменения в организме подростка служили в течении длительного времени основой различных теорий о биологической обусловленности особенностей подростка и явления критического развития в этом возрастном периоде. Такое представле ...
Характерологический опросник К. Леонгарда
Близкой к классификациям А.Е. Личко является типология характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом. В соответствии с его концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты – стержень ...
Стандартизация
Стандартизация теста подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий. Для того чтобы показатели, полученные разными людьми, были сравнимы, условия тестирования должны быть одинаковыми для всех. Такое т ...