Изучение и моделирование ситуаций, вызывающих эмоциональное напряжение и стресс
Страница 6

Психология » Изучение и моделирование ситуаций, вызывающих эмоциональное напряжение и стресс

I

. Модель — «стандартизированной умственной деятельности в дефиците времени».

В этой модели испытуемый выполнял простейшие математические задачи в течение 23 мин. Эта простейшая модель давала информацию о состоянии напряжения различных систем организма, но она не давала возможности количественно оценить работоспособность человека и сопоставить ее в динамике под влиянием проводимого лечения.

Этим требованиям отвечает таблица Крепелина и корректурная проба. Их сочетание мы обозначили как II

модель

. Продолжительность ее можно изменять, увеличивая или уменьшая длительность рабочего периода. Эта методика дает возможность количественно оценить индивидуальный темп работы. Известно, что темп и ритм мыслительной деятельности человека зависят не только от интеллектуального развития человека, но и от генетических детерминированных особенностей мозговых процессов. Каждый человек обладает определенными возможностями устойчивости и скорости переключения умственной деятельности. Письменное выполнение задания в условиях дефицита времени и различных раздражителей является достаточно сильным эмоциогенным фактором. В условиях эмоционального напряжения преобладающим и первичным компонентом является психическая функция, которая включает разнообразные физиологические механизмы. В доказательство этого положения мы сопоставили физиологические корреляты эмоций при воздействии таблиц Крепелина и корректурной пробы. Обнаружено, что такие внешне схожие виды умственной деятельности дают различные реакции АД, частоты пульса, РЭГ, ЭКГ. Счет по Крепелину дает более значимое повышение систолического давления, чем корректурная проба.

I и II модели давали информацию о характере мыслительной деятельности данного человека, пластичности его психофизиологических функций и степени эмоциогенности данного раздражителя. Однако большая часть эмоционально-напряженных ситуаций (особенно в производственных условиях) возникает при межличностном взаимодействии людей друг с другом. Именно в этих условиях нередко возникает особое состояние конфликта.

Для выявления у человека устойчивости к эмоционально-напряженной ситуации и исследования факторов детерминации мышления в этой ситуации в экспериментальной психологии используются методы моделирования критических ситуаций или провоцирования социального межличностного конфликта.

Для изучения группового взаимодействия двух пациентов между собой мы использовали

III

модель деятельности, реализация которой осуществлялась с помощью устройства «Гомеостат».

Это устройство состоит из следующих конструктивных деталей: пульт испытуемого, пульт экспериментатора, реагирующее устройство. Пульт испытуемого представляет собой специальный блок, на панели которого расположены стрелочный индикатор (микроамперметр 50—0—50 мкВ) и потенциометр, при помощи которого можно изменять положение стрелки индикатора.

Пульт экспериментатора включает в себя устройство, которое позволяет устанавливать перекрестные связи между каждым испытуемым. С помощью этого устройства можно изменять характер воздействия положения ручки потенциометра данного испытуемого на отклонение стрелки индикатора партнера и взаимосвязи между партнерами. На пульте экспериментатора расположен блок индикации для визуального контроля за действиями испытуемых. В этом же блоке продублированы стрелочные индикаторы испытуемых. Питание прибора осуществляется постоянным током от четырех батарей. Во время проведения исследования каждый испытуемый сидит за своим пультом, их расположение исключает визуальное наблюдение за стрелкой прибора партнера. Речевое общение между испытуемыми исключается. При выполнении задачи партнеры манипулируют рукоятками пульта, воздействуя на стрелки собственного прибора и прибора партнера, и, таким образом, каждый из них принимает участие в решении единой задачи. Перед испытуемыми ставится следующая задача: установить стрелку индикатора в нулевое положение (на середину шкалы). Перед началом работы стрелка находится в отклонении в ту или другую сторону. Перед началом работы проводится инструктаж. Экспериментатор имеет возможность следить за действиями партнеров по показаниям своих приборов, которые дублируют показания приборов пульта. В тот момент, когда партнеры достигают необходимого равновесия в позиции стрелки (стрелки всех индикаторов установлены в нулевое положение), экспериментатор отклоняет стрелку прибора от этой нулевой точки, т. е. вносит помеху в выполнение работы. Так как испытуемые не знают о возможности вмешательства экспериментатора, то каждый считает другого виновным в принятии неправильного решения и возникает межличностный конфликт. Они начинают обвинять друг друга в неспособности выполнить задачу. Решение задачи повторяется, но уже на фоне конфликтной ситуации и эмоционального напряжения. Именно вскрытие этих граней человеческих отношений дают врачу в руки те психофизиологические детерминанты, которые нарушают гомеостаз АД, минутного объема крови, удельного периферического сопротивления, гормонального зеркала крови и обеспеченность мозгового кровотока. М. Д. Горбов считает, что отрицательные эмоции возникают в результате рассогласования между внутренней моделью среды, которая должна привести к достижению цели, и ее достижением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Первобытное общество - начальная эпоха в истории человечества.
Это время, когда люди жили общинами, сообща владели землей, вместе трудились и распределяли добытые ими блага поровну. Главными связями в первобытной общине были родственные. Многие ученые считают, что для ранней стадии развития первобыт ...

Сущность корпоративной культуры детского коллектива в условиях деятельности учебного учреждения
Проблема культурного возрождения сегодня остро стоит перед обществом, и в особенности перед школой, поскольку, с одной стороны, онаучаствуетвформированиинормативно-ценностнойосновыповеденияучащихся, а с другой стороны, как любая организац ...

Предвосхищающая и эвристическая функция
Но сам по себе след не имел бы смысла, если не было бы возможности использовать его в будущем. В актуализации закрепленного опыта эмоции тоже играют значительную роль, и это подчеркивает вторая из выделяемых функций. Поскольку актуализаци ...