Изучение и моделирование ситуаций, вызывающих эмоциональное напряжение и стресс
Страница 7

Психология » Изучение и моделирование ситуаций, вызывающих эмоциональное напряжение и стресс

При работе на «Гомеостате» конфликт возникает благодаря подобному рассогласованию. Когда человек работает с каким-либо прибором один, то он уверен в себе, достижение цели зависит только от него и от прибора. На «Гомеостате» достижение цели зависит и от другого человека, который не управляем, и поэтому возникает конфликт особого качества: конфликт с другой личностью. Во время же работы в системе человек — машина конфликт может возникнуть только с самим собой, что происходит довольно редко.

Мы считаем, что к конфликту склонны те личности, которые предпочитают автономию в своем социально-психологическом окружении. В отличие от таких черт, как лидерство — зависимость, конфликтность является более подвижной и, следовательно, более управляемой чертой личности, генетически менее детерминированной.

В условиях группового моделирования возникают психологические взаимосвязи, которые позволяют выделить лидера. Деятельность группы как саморегулируемой многоконтурной системы с постоянно меняющимися психологическими взаимосвязями невозможна без лидера. Именно лидер определяет стиль работы группы, принцип решения ею задач.

Стеничность, активный тип реакции, эмоциональная устойчивость на возникающие трудности были характерны для лиц с чертами лидерства. У них часто отмечалась экстраверсия или амбиверсия, высокий уровень притязаний. У лидеров мы отмечали часто, что будущий результат решения задачи как бы предвосхищается, антиципируется и детерминанты мышления поднимались до очень высоких границ.

В условиях группового моделирования более ярко, чем при «одиночном» моделировании, выступает значение мотивации при выполнении задачи.

Таким образом, создание модели группового взаимодействия дало возможность учесть новые грани межличностного общения: лидерство — зависимость, конфликтность. В процессе межличностного взаимодействия ясно проявляется личность человека, так как при этом постоянно происходит сверка того, что он есть на самом деле и что от него ожидают окружающие. В группе он черпает ценностные ориентации, но при этом может происходить рассогласование между тем, что от него ожидают и что он может дать группе. В результате возникает конфликт. В этой модели эмоциональное напряжение может достигать крайних степеней, и мы отметили 2 типа реакции: с преобладанием торможения и возбуждения. Тормозной тип характеризовался мышечным напряжением, скованностью, инертностью в выполнении задания, растерянностью. Возбудимый тип реагировал суетливостью, многословием, быстрой сменой решения, быстрым переключением с одного вида деятельности на другой. При работе на «Гомеостате» возникала блокада деятельности (неадекватная напряженность, тревожность, состояние фрустрации). Иногда мы отмечали взвинченность и подавленность, что указывало на конфликт между желаемым и реальным ходом решения. У больных гипертонической болезнью по сравнению со здоровыми при работе на «Гомеостате» часто отмечалась растерянность, апатия, тенденция к интерспективности, внутренняя напряженность, которая приводила к дезорганизации деятельности и к уменьшению вклада в решение общей задачи.

Именно у больных по сравнению со здоровыми при работе на «Гомеостате» возникает эмоциональный дискомфорт, социальная дезадаптация, нарушается нормальное протекание интеллектуальных звеньев деятельности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Психологическая работа с когнитивным компонентом самосознания подростка.
Приступая к исследованию процесса социализации личности подростка, психолог исходит из того, что ребенок родился в социальной группе – семье, которая не только должна обеспечивать его органические потребности, но и передавать ему все куль ...

Тест
Укажите, какое психологическое понятие характеризуется как «эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд». а) аффект б) фрустрация в) стеническая эмоция Ответ: б) фру ...

Консультирование при переживании утраты. Наиболее типичными причинами переживания горя при утрате являются смерть близкого человека и развод.
Консультирование людей, перенесших утрату, - это нелегкое испытание духовных сил и профессиональной компетентности. Консультирование личностей, переживающих утрату, основано на представлении, что «утраты, как и многие события нашей жизни, ...