Методология гендерных исследований

Психология » Гендерная сегрегация в школе » Методология гендерных исследований

Одним из направлений в области педагогики являются гендерные исследования. Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения развивают в основном левое полушарие, игнорируя почти половину возможностей ребенка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. По мнению профессора Трауготт: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации».[ 6] Профессор Хризман: «Исчезают правополушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию». ».[3]

Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся делается упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств. Левополушарники контролируют свою речь, но испытывают трудности при подведении итогов; обычно медленнее выполняют письменные работы. Как утверждают ученые, современные педагогические методики в основном ориентированы на них, т.е. правополушарные оказываются в невыгодном положении.[10]. Методов, раскрывающих как адаптировать задания для лево - и правополушарных детей, учет при обучении возможностей мозга в литературе практически нет.

Однако в работах М. Гариена описано соотношение между активностью полушарий при восприятии художественных и технических текстов. При чтении технических текстов больше активизируется левое полушарие, а при чтении художественных — правое.[2]

Левополушарные учащиеся часто не могут видеть за частями целого, предпочитают, чтобы правила им показали. При проверке знаний для них предпочтительными являются: решение задач, письменные вопросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.[6]

Для правополушарных учащихся подойдут методы устного вопроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ. Эти процессы четко проявляются у мальчиков. И в качестве похвалы слово «молодец» для них наиболее значимо. При этом в коре головного мозга мальчиков повышается уровень функциональной активности и усиливаются межцентральные взаимодействия в передних отделах коры головного мозга в зонах правого полушария.[4] У девочек повышается уровень активности задних отделов коры и слуховых отделов левого полушария, играющих важную роль в понимании значения слов.[4].

Используя достижения ученых мира в области исследования мозга (Приложение№1, таблица «Половые различия головного мозга» .[2] ), мы выбрали те характеристики мозга, которые могут быть учтены при выборе способов обучения и составили таблицу различий в стиле обучения девочек и мальчиков (Приложение №2), в надежде, что это поможет педагогам и учащимся создать оптимальную среду для развития детей в условиях Кадетской школы. (Оптимальной средой называется та среда, которая наилучшим образом подходит самой природе отдельного ребенка и способствует наиболее полному раскрытию и развитию его природных способностей).

Согласно теории о возрастной психологии, к 11 – 12 годам начинается период полового созревания, когда ведущей деятельностью для детей является установление межличностных отношений. Через них дети усваивают социальные роли и познают себя как будущего мужчину или женщину. Отношения между мальчиками и девочками обостряются.[5] Представители другого пола воспринимаются как «чужие», поэтому мальчики и девочки демонстрируют друг другу пренебрежение и даже враждебность. «Однополый круг дает ощущение принадлежности, единства, солидарности, утверждения в роли мужчины и женщины, освоение норм и стилей поведения» [7].

Современные проблемы и перспективы развития психодиагностики
За прошедшие несколько лет в области психодиагностики накопились проблемы, которые в последнее время активно обсуждаются психолого-педагогическим сообществом. Более того, некоторые из этих проблем настолько обострились, что их обсуждение ...

Экзистенциальный стресс глазами современников
Как отмечает Жан Пиаже, субъект начинает потребительский гомеостаз, таким образом осуществляется своего рода связь с темнотой бессознательного. Дело в том, что инсайт аннигилирует опасный импульс, следовательно основной закон психофизики: ...

Виды памяти по характеру целей деятельности
Непроизвольная память характеризуется тем, что запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохран ...