Роль самооценки в самовоспитании старших школьников
Страница 8

Психология » Роль самооценки в самовоспитании старших школьников

1.Для идеала:

По важности: первостепенное место занимают: доброта, искренность, вдумчивость.

второстепенное место занимают: аккуратность, упорство, обаяние, нежность, осторожность, заботливость, жизнерадостность, рассудительность, застенчивость.

2.Для самого себя:

По важности: первостепенное место занимают: доброта, осторожность, жизнерадостность.

второстепенное место занимают: решительность, нежность, радушие, сдержанность.

Уровень самооценки подсчитывается по формуле Спирмена: , где р - коэффициент корреляции рангов, представляющий собой количественное выражение самооценки;

n - число рассматриваемых качеств;

d - разность номеров рангов;

- обозначение суммы.

при р = 0 .0,4 - низкая самооценка,

0,4 .0,7 - средняя самооценка

0,7 - 1,0 - высокая самооценка.

После обработки данных у меня получилось, что в классе в среднем у всех средняя самооценка и у 3-х завышенная самооценка. Детей с заниженной самооценкой не было.

Исходя из изложенной теории я получил данные, которые ожидал. Но для того, чтобы получить более полную картину о самооценке в этом возрасте я проведу социальное исследование. С помощью него я смогу узнать насколько адекватна самооценка у юношей и девушек в данном классе.

Вообще, метод социометрии с латинского обозначает “общество + измеряю”. Это социально психологический тест, применяемый для оценки межличностных, эмоциональных связей в группе.

По теории, у большинства самооценка должна быть адекватна и совпадать с выбором, социальным положением в группе. Самооценка в этом возрасте довольно адекватна и устойчива. Хотя, как писал И.С.Кон юноша всё-таки рассчитывает на то, что оценки его самого его же лучшим другом будет выше, чем его собственная. Я с этим согласен. Я предполагаю, что оценки окружающими должны совпадать с оценкой самого себя, в моём классе.

Эксперимент проводится в том же классе. Ребятам предложили ответить на три вопроса:

1.“Кого из класса ты пригласил/а бы к себе на день рождения?”

2.“С кем из класса ты стал/а бы готовиться к экзамену?”

3.“С кем из класса ты стал/а бы готовиться к КВНу?”

Вопросы подобранны с учётом различной сферы деятельность, то есть личная сфера, внутри класса и общественная. Каждый должен был выбрать трёх человек в первую, вторую и третью очередь по важности.

Òàáëèöà (ñìîòðè ïðèëîæåíèå).

По самооценке завышенная оказалась у Ж.Борзило, Я.Макушина и Л.Гасликовой. После социометрии выяснилось, что Я.Макушина и Л.Гасликовой всего 33% и 10 % выбора соответственно. Ж.Борзило набрала 55% голосов. О.Кузнецова набрала 110% голосов притом, что его самооценка средняя, ближе к заниженной. Ю.Абахова набрала 24% выбора при средней самооценке.

Мои предположения не сошлись с полученными данными. Я думаю, что Я.Макушин и Л.Гасликова находятся в подростковом возрасте, то есть у них ещё не до конца завершился переход в юношеский период.

Результат полученный по О.Кузнецовой можно сравнить с уже давно полученными данными о том, что она себя оценивает так, а от окружающих ждёт более высоко оценки.

Я сделал вывод, что несмотря на то, что в юности самооценка должна быть адекватна в большинстве случаев, нельзя забывать и о том, что неадекватная самооценка встречается. В моём эксперименте ни у одного из старшеклассников не было заниженной самооценки, в большинстве случаев можно было сказать, что самооценки совпадают с социометрическим исследованием. Можно сделать вывод, что класс состоит из нормальных детей, у которых адекватная самооценка, немного склонная к завышению.

Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного “Я” (“Кто я? Какой я? Каковы мои способности? За что я могу себя уважать?”) , а с другой стороны - осознание своего положения в мире (“Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стал лучше?”). Первые обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементов социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны юношеские жизненные планы. Но сама потребность в самоанализе - необходимый признак развитой личности и целенаправленного самовоспитания.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Роли в семье
«Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина – женой и матерью. В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономическим строем общества. Матриархат ...

Виды ценностей
Ценности имеют как содержательную, так и количественную сторо­ны. С содержательной стороны ценности указывают, какие идеи, прин­ципы, цели поведения и т. д. являются важными. Например, такая цен­ность, как «власть закона», содержательно о ...

Дефицит свободного времени, эмоционально-энергетический ресурс, дистресс, организационный фактор профессионального "выгорания"
Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Вне зависимости от качества и смысло ...