Роль самооценки в самовоспитании старших школьников
Страница 8

Психология » Роль самооценки в самовоспитании старших школьников

1.Для идеала:

По важности: первостепенное место занимают: доброта, искренность, вдумчивость.

второстепенное место занимают: аккуратность, упорство, обаяние, нежность, осторожность, заботливость, жизнерадостность, рассудительность, застенчивость.

2.Для самого себя:

По важности: первостепенное место занимают: доброта, осторожность, жизнерадостность.

второстепенное место занимают: решительность, нежность, радушие, сдержанность.

Уровень самооценки подсчитывается по формуле Спирмена: , где р - коэффициент корреляции рангов, представляющий собой количественное выражение самооценки;

n - число рассматриваемых качеств;

d - разность номеров рангов;

- обозначение суммы.

при р = 0 .0,4 - низкая самооценка,

0,4 .0,7 - средняя самооценка

0,7 - 1,0 - высокая самооценка.

После обработки данных у меня получилось, что в классе в среднем у всех средняя самооценка и у 3-х завышенная самооценка. Детей с заниженной самооценкой не было.

Исходя из изложенной теории я получил данные, которые ожидал. Но для того, чтобы получить более полную картину о самооценке в этом возрасте я проведу социальное исследование. С помощью него я смогу узнать насколько адекватна самооценка у юношей и девушек в данном классе.

Вообще, метод социометрии с латинского обозначает “общество + измеряю”. Это социально психологический тест, применяемый для оценки межличностных, эмоциональных связей в группе.

По теории, у большинства самооценка должна быть адекватна и совпадать с выбором, социальным положением в группе. Самооценка в этом возрасте довольно адекватна и устойчива. Хотя, как писал И.С.Кон юноша всё-таки рассчитывает на то, что оценки его самого его же лучшим другом будет выше, чем его собственная. Я с этим согласен. Я предполагаю, что оценки окружающими должны совпадать с оценкой самого себя, в моём классе.

Эксперимент проводится в том же классе. Ребятам предложили ответить на три вопроса:

1.“Кого из класса ты пригласил/а бы к себе на день рождения?”

2.“С кем из класса ты стал/а бы готовиться к экзамену?”

3.“С кем из класса ты стал/а бы готовиться к КВНу?”

Вопросы подобранны с учётом различной сферы деятельность, то есть личная сфера, внутри класса и общественная. Каждый должен был выбрать трёх человек в первую, вторую и третью очередь по важности.

Òàáëèöà (ñìîòðè ïðèëîæåíèå).

По самооценке завышенная оказалась у Ж.Борзило, Я.Макушина и Л.Гасликовой. После социометрии выяснилось, что Я.Макушина и Л.Гасликовой всего 33% и 10 % выбора соответственно. Ж.Борзило набрала 55% голосов. О.Кузнецова набрала 110% голосов притом, что его самооценка средняя, ближе к заниженной. Ю.Абахова набрала 24% выбора при средней самооценке.

Мои предположения не сошлись с полученными данными. Я думаю, что Я.Макушин и Л.Гасликова находятся в подростковом возрасте, то есть у них ещё не до конца завершился переход в юношеский период.

Результат полученный по О.Кузнецовой можно сравнить с уже давно полученными данными о том, что она себя оценивает так, а от окружающих ждёт более высоко оценки.

Я сделал вывод, что несмотря на то, что в юности самооценка должна быть адекватна в большинстве случаев, нельзя забывать и о том, что неадекватная самооценка встречается. В моём эксперименте ни у одного из старшеклассников не было заниженной самооценки, в большинстве случаев можно было сказать, что самооценки совпадают с социометрическим исследованием. Можно сделать вывод, что класс состоит из нормальных детей, у которых адекватная самооценка, немного склонная к завышению.

Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного “Я” (“Кто я? Какой я? Каковы мои способности? За что я могу себя уважать?”) , а с другой стороны - осознание своего положения в мире (“Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стал лучше?”). Первые обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементов социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны юношеские жизненные планы. Но сама потребность в самоанализе - необходимый признак развитой личности и целенаправленного самовоспитания.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Психологический конфликт в детско-родительских отношениях
Пожалуй, нет семьи, где бы не возникали хотя бы кратковременные конфликты между родителями и детьми. Часто повинны в этом сами родители. Так случается, что они не понимают особенностей психики детей и подростков, не знают их типичных «пов ...

Специфика добрачного периода
Анализ специфики добрачного периода позволяет сформулировать его функции: Накопление совместных впечатлений и переживаний. На этом этапе создаётся своеобразный эмоциональный потенциал будущей семейной жизни, запас чувств, которые позволя ...

Мое понимание девиантного поведения
В настоящее время проблема девиантного поведения подростков приобрела особую значимость в связи с общесистемным кризисом нашего общества. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает культурные и духовные устои. Негативные те ...