Ценности имеют как содержательную, так и количественную сторо­ны. С содержательной стороны ценности указывают, какие идеи, прин­ципы, цели поведения и т. д. являются важными. Например, такая цен­ность, как «власть закона», содержательно означает равенство всех людей перед законом, который в обязательном порядке наказывает всех правонарушителей и защищает всех невиновных.

Одну из первых классификаций ценностей предложил Г. Олпорт и его сотрудники. Они выделили шесть типов ценностей:

1. Теоретические ценности, которые придают наибольшую важность и значение рациональному мышлению и поиску истины;

2. Экономические ценности, утверждающие приоритет практической пользы и выгоды;

3. Эстетические ценности, выше всего ставящие красоту, гармо­нию и искусство;

4. Социальные ценности, придающие наибольшее значение челове­ческим взаимоотношениям - любви, дружбе, преданности и т. д.;

5. Политические ценности, отдающие исключительное предпочте­ние обретению власти и влияния;

6. Религиозные ценности, которые первостепенную важность при­дают следованию определенной системе представлений (вере).

Непосредственная связь ценностей с актуальными потребностями людей привлекла внимание к проблеме ценностей со стороны приклад­ных исследователей. В частности, ей заинтересовались те исследователи, которые занимаются психологическими проблемами маркетинга. Они попытались связать ценности индивида со стилем его жизни. Такой под­ход позволил им выделить семь иерархических уровней в ценностно-по­веденческой сфере:

1. Реактивный. Индивиды, находящиеся на этом уровне, лишены ка­ких-либо ценностных устоев и в основном действуют, только исходя из своих физиологических потребностей. Такие индивиды по понятным причинам чрезвычайно редки в современных организациях;

2.Стадный. Индивиды, стоящие на этом уровне развития ценност­ной сферы, характеризуются высокой зависимостью. Они неукоснитель­но следуют за массой, опасаются хоть как-то отклониться от предпи­санных правил, беспрекословно следуют указаниям лиц, облеченных властью;

3.Эгоцентрический. Эти лица проповедуют ярко выраженный индивидуализм. Они агрессивны и эгоистичны, уступают только жесткому давлению власти;

4.Ригидный. Индивиды этого ценностного уровня тяжело перено­сят неопределенность, они отвергают лиц с иными, чем у них, система­ ми ценностей, пытаясь во всем навязать свой собственный взгляд;

5.Манипулятивный. Этих людей характеризует стремление достичь собственных целей путем манипулирования другими. Они прагматичны и активно стремятся к высокому положению и признанию;

6.Социоцентрический. Для индивидов, находящихся на социоцентрическом уровне, свойственна ориентация на создание гармоничных отношений с окружающими. Они отвергают приоритет цели над сред­ствами и болезненно реагируют на любые попытки манипуляции и дав­ления;

7.Экзистенциальный. Эти лица чувствуют себя вполне комфортно в условиях неопределенности, например, среди людей с различными цен­ ностными взглядами. Они постоянные противники и критики политики ограничений, негибкого поведения, статусных символов и произвола властей;

Ценностные представления также могут быть разделены на две боль­шие группы: терминальные и инструментальные. К первой группе относятся ценности, которые выступают базовыми. В соответствии с ними индивид строит свою жизнь, их он готов отстаивать и укреплять. Эта группа включает такие ценности, как человеческое достоинство, любовь, дружба, экономическое процветание, безопасность, равенство возможностей и т. д. Их можно рассматривать как общечеловеческие, универсальные нравственные стандарты, которые, по-видимому, одина­ково важны в любой стране и культуре.

Ко второй группе относятся ценности, имеющие более конкретный поведенческий смысл. Они могут быть обозначены прилагательными, в которых отражены виды поведения, которые одобряет или отвергает индивид. Эти ценности могут быть выражены такими прилагательными, как тактичный, преданный, компетентный, патриотичный, вежливый, амбициозный. В отличие от терминальных ценностей, которые ха­рактеризуются значительной устойчивостью и консервативностью, ин­струментальные ценности более гибки и подвижны. Как и другие эле­менты поведения, они в значительной степени подвержены изменениям в результате обучения или нового опыта.

То, в какой степени данная ценность важна для индивида, рассматри­вается исследователями как количественная характеристика ценностной сферы. Для ее оценки учеными созданы различные опросники, позволя­ющие измерить степень важности, которую придает индивид той или иной ценности. Количественная оценка совокупности отдельных ценностей позволяет выявить систему ценностей индивида. Она обычно представ­ляет иерархическую структуру, в которой одни ценности имеют значительно больший вес и предпочитаются другим. Эта система наглядно демонстрирует, какое значение человек придает свободе, удовольствию, самоуважению, честности, любви, послушанию, равенству и т. д.

Активность как одна из проблем психологии мотивации.
Жизнь любого человека представляет собой непрерывный поток активности. Этот поток включает не только разного рода действия или сообщения, но и переживания – психическую активность в виде восприятий, мыслей, чувств и представлений, даже ес ...

Внешние факторы инстинктивного поведения.
Когда говорят об автономности внутренних факторов поведения, об их независимости от внешней среды, то необходимо помнить, что эта независимость является лишь относительной. Уже из приведённыъх опытов Хольста видно, что эндогенная активнос ...

Когнитивные изменения в подростковом возрасте.
На протяжении подросткового возраста продолжается развитие мыслительных способностей, а следовательно, и расширение сознания происходящего, границ воображения, диапазона суждений и проницательности. Эти возросшие возможности познания спос ...