Характеристика гуманистической теории личности
Страница 1

Психология » Теория личности (психоаналитическая, гуманистическая) » Характеристика гуманистической теории личности

Преимущественно американская гуманистическая психология, получившая в последние десятилетия широкое распространение на Западе, в понимании личности и ее активности на первый взгляд кажется чем-то противоположным психоаналитическому направлению. Однако, как это далее станет очевидным, они смыкаются в своих основных характеристиках.

В отличие от психоаналитиков, которые, пытаясь открыть источник активности, обращаются к прошлому, к вытесненным в бессознательное впечатлениям и переживания ребенка, гуманистическая психология, чье развитие связано c трудами К.Роджерса, А.Маслоу, Г.Олпорта и др., главным фактором активности личности считает устремленность к 6v дущему, к максимальнойсамореализации (самоактуализации). [4, стр.45]

В понимании гуманистической теории личности, природа человека, в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна. Человек свободен и ответственен за принятие своих решений. Человек - активное существо, ориентированный на отдаленные цели, способный вести себя к ним. В качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей гуманистической теории является феноменологический и холистический подходы.

Согласно первому, основой личности выступает психологическая реальность, т.е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности.

В развитии личности, согласно гуманистической теории, значимым являются отношение к человеку значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личности. [11, стр.254]

Согласно гуманистической теории Роджерса, существует два противоположных типа: "полноценнофункционирующая личность" и "неприспособленная личность".

1. Признание того, что человек стремится к самоактуализации, то есть, как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня, добивается полного использования своих способностей и талантов. Самоактуализация человека невозможна без поэтапного удовлетворения потребностей от низших к высшим.

Выделяются: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности в самоуважении, потребности в самоактуализации.

2. Признание приоритета творческой стороны в человеке, которая присутствует в каждом из нас от рождения.

3. Концентрация внимания на особенностях здорового человека. Изучение здоровых людей в психологическом плане для создания универсальной науки психологии.

4. Внимание к настоящему опыту. Признание влияния прогнозов на поведение человека. [10, стр.54]

Природа человеческих затруднений связана с фрустрацией базовых потребностей в детстве, а также потребностей в любви и самоуважении.

Страницы: 1 2

Самооценка учащихся контрольной и экспериментальной групп после проведения работы по повышению самооценки.
Таблица № 5 Самооценка Группы Высокая Средняя Низкая Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся % Экспериментальная группа 3 18% 12 70% 2 12% Контрольная группа 0 0 3 ...

Кризис 40 лет
У некоторых людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис сорока лет. Это как бы повторение кризиса ...

Значение памяти для человеческой жизнедеятельности
Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процесс ...