Возрастная периодизация в трудах отечественных психологов (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др.)
Страница 2

Психология » Проблемы возрастной психологии в науке » Возрастная периодизация в трудах отечественных психологов (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др.)

развиваются различные психические новообразования.

Развернутая периодизация психического развития ребенка от рождения до 17 лет была создана Д.Б. Элькониным и представлена в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте" (1971). В развитии детей Д.Б. Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Он рассматривал

возраст как "относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития" [11, с. 42].

Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:

1. Социальная ситуация развития;

2. Ведущая деятельность;

3. Основные новообразования.

Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом:

· кризис новорожденности;

· младенчество (2 месяца - 1 год) - непосредственно-эмоциональное общение со взрослым;

· кризис одного года;

· ранний возраст (1 - 3 года) - орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность;

· кризис трех лет;

· дошкольный возраст (3 - 7 лет) - ролевая игра;

· кризис семи лет;

· младший школьный возраст (8-12 лет) - учебная деятельность;

· кризис 11 - 12 лет;

· подростковый возраст (11 - 15 лет) - интимно-личное общение со сверстниками;

· кризис 15 лет.

Эльконин в представленной им схеме психического развития в детстве разработал идею о периодической смене, чередовании в онтогенезе двух типов деятельности.

"Возраст взросления" с психологической точки зрения разные авторы оценивают в промежуточном периоде от 12-14 до 20-24 лет. Л.И.Божович характеризует этот возраст как "совокупность индивидуальных процессов, связанных с переживанием соматических изменений, с необходимостью адаптации к ним, совладании с ними, а также социальными реакциями на них" [1].

При этом психосоциальные факторы вступают в действие постольку, поскольку в каждом обществе существуют более или менее точные представления о том, что такое детство и взрослый статус.

Разработанная отечественными исследователями под руководством Л.И.Божович [1] возрастная периодизация, основанная на теории культурно-исторической развития Л.С.Выготского [5], предусматривает такой этап онтогенетического развития ребенка, как старший школьный возраст. Однако, более поздние исследования вскрыли закономерности протекания т.н. переходного периода от подросткового к старшему школьному возрасту в становлении личности; дали характеристику этого этапа, социальной ситуации развития и сопутствующих переходному периоду кризисов [2], процессов роста сознания и самосознания старшего школьника [3, с.23-34].

Страницы: 1 2 

Когнитивные теории личности
Когнитивные теории личности делают акцент на способности человека «понимать, анализировать», поскольку человек находится в мире информации, которую необходимо понять, оценить, использовать и действовать в соответствии с ней. Поступок чел ...

Понятие личности рецидивиста
Слово “преступник” означает того, “кто совершил уголовное преступление” (в единственном значении) или “человек, который совершает или совершил преступление”. Слово “личность” определяется, как “совокупность свойств, присущих данному челов ...

Мое понимание девиантного поведения
В настоящее время проблема девиантного поведения подростков приобрела особую значимость в связи с общесистемным кризисом нашего общества. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает культурные и духовные устои. Негативные те ...