Психология взаимоотношений и психическое развитие детей в многодетных семьях

Психология » Психология братско-сестерских взаимоотношений » Психология взаимоотношений и психическое развитие детей в многодетных семьях

Многодетной называется семья, количество детей в которой пятеро и больше. В Советском Союзе многодетность поощрялась (в виде наград – орденов и медалей), так и практически (в виде денежных пособий и предоставления жилья). Многодетность в настоящее время – достаточно редкий случай. Исследования многодетных семей и детей в них показывают, что по сравнению с детьми из одного и двухдетных семей эти дети отличаются сниженным показателем в психодиагностических тестах. Это касается интеллекта, творческих способностей, социальной адаптации, развития речи и психического здоровья. Для объяснения полученных результатов выдвигались гипотезы экономического, физиологического («маточной усталости»), генетического (накопленные мутации) характера, с помощью которых тоже не удалось достаточно четко подтвердить факты. Наибольшего внимания заслуживает гипотеза «Воспитательный и интеллектуальный ресурс семьи» американских авторов Р.Зайона и Х. Маркуса. Согласно этой гипотезе, интеллектуальный ресурс семьи с рождением каждого следующего ребенка, а степень обогащенности среды, в которую он попадает, снижается.