Средовые и генетические факторы развития.

Психология » Факторы психического развития » Средовые и генетические факторы развития.

Я бы выделил, два вопроса психологии развития адресованных генетическим исследованиям. Первый вопрос состоит в том, изменяется ли наследуемость в процессе развития? Второй вопрос: как генетические факторы распределены на разных возрастных отрезках. Когда оцениваются эффекты наследуемости, то важным является представление о том, возрастает ли роль наследственности в процессе жизненного цикла, либо она становится, менее значительна. Большинство людей и даже специалистов, профессионально занимающихся проблемой развития, ответят, что роль наследственности становится менее важной в жизни человека с возрастом. Мне кажется, что жизненные события, образование, работа и другой опыт аккумулируются в течение жизни. Этот факт предполагает, что окружающая среда, особенности образа жизни оказывают возрастающее влияние на фенотипические различия, что с необходимостью ведет к уменьшению роли наследуемости. Наследуемость большинству людей представляется раз и навсегда заданной, а генетические эффекты неизменными от начала жизни до ее конца. Также я хотел бы отметить, что генетические факторы становятся возрастающе важными, особенно для общей когнитивной способности в течение жизни. Другим важнейшим фактом, для понимания природы психического развития являются данные об уменьшении эффектов общей среды в развитии. Примером этого служит мировая литература по близнецам, в которой говорится, что общая среда для интеллекта становиться незначительной во взрослом возрасте, тогда как ее вклад в индивидуальные различия в детстве оценивается на уровне 25%.

Ответ на второй вопрос: постоянна ли величина генетических эффектов в процессе развития, анализируется в области психогенетики при помощи лонгитюдных исследований. Психогенетические исследования показали, что влияние генетических и средовых факторов неравномерно представлено как в различных аспектах психического развития, так и по своей интенсивности в течение жизни человека. Так, например, данные, полученные современными учеными, позволяют выделить два важных переходных периода генетических влияний в развитии интеллекта. Первый - это переход от младенчества к раннему детству и второй - от раннего детства к младшему школьному возрасту. Все теории когнитивного развития выделяют эти периоды как важнейшие. Данные психологии развития и психогенетики указывают на то, что генетические и средовые факторы определяют становление человека. Большой вклад наследственности в интеллектуальное развитие является результатом того, что активизированы все генетические программы, тогда как незначительный вклад генетического на раннем этапе развития интеллекта указывает на то, что для реализации потенциала человека, среда (а значит и возможности и формы обучения, и родители, и общество) должны максимально способствовать реализации генетических возможностей ребенка. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию. Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования. К наследственным свойствам организма относятся, прежде всего, анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т. е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду. Значительный теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.).

Внутренний конфликт
Если различные идеи вступают в конфликт между собой, то искусство ведения переговоров может быть применено к различным частям нашей личности. Разрешение проблемы заключается в достижении баланса в настоящем, который должен быть, по крайне ...

Заключение.
Развитие человека – неравномерный процесс становления разных психических функций, способностей, формирования характера и личности. В этом процессе важно учитывать как генетические возможности человека, так и воздействия среды, общества и ...

Упражнение 7. «Дублирование»
Вспомогательный игрок вербализует мысли и чувства, которые протагонист, быть может, затрудняется выразить. Обычно двойник стоит близко — либо за спиной, либо рядом с протагонистом, с тем чтобы внимательно наблюдать его невербальные проявл ...