Структурная модель феномена отцовства

Психология » Роль отца в семье » Структурная модель феномена отцовства

В процессе теоретического анализа работ Ш. Барта, Э. Фтенакиса, Г. Г. Филипповой, Овчарова Р. В. разработала структурная модель феномена отцовства. По предположению, «в структуру отцовства[8] входят следующие компоненты:

- потребностно-эмоциональный, включающий биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания;

- операциональный, как осведомленность и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним;

- ценностно-смысловой, как отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания.

Кроме того, в данную структуру включается интегральный сквозной компонент – оценочный, в который входят:

1) самооценка как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца и рациональная и эмоциональная оценка себя как отца и ребенка;

2) социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, так как через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Оценочный компонент является интегральным, так как пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры»[9].

Таблица 1

Структурная модель отцовства

Ценностно-смысловой блок

Отношение к ребенку, экзистенциальные переживания

ОЦ Е Н К А

Самооценка

Социальная оценка

Операциональный блок

Знания и умения общаться и ухаживать за ребенком

Потребностно-эмоциональный блок

Биологические и социальные аспекты мотивации

Эмоциональное отношение к ребенку

Задача
Входит ли в компетенцию эксперта-психолога решение следующих проблем: 1. Выработка предложений о мерах наказания с учетом особенностей личности обвиняемого, его нравственного облика. Ответ: не входит, согласно статье 57 УПК РФ, а также ...

Вывод
Что же мы понимаем под словом «эффективное общение»? Эффективное общение – это не просто передача информации. Для того чтобы общение было эффективным, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит ...

Теория когнитивного диссонанса
Теория когнитивного диссонанса (от англ. cognition - знание, dissonance – несоответствие) — социально–психологическая теория, созданная американским психологом Л. Фестингером, в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же п ...