Личность как самоуправляемая система

Психология » Феномен личности в психологии. Теория личности » Личность как самоуправляемая система

Личность как самоуправляемая система осуществляет:

1. вызов, задержку процессов (действий, поступков),

2. переключение психической деятельности,

3. ее ускорение или замедление,

4. усиление или ослабление активности,

5. согласование побуждений,

6. контроль за течением деятельности путем сличения намеченной программы с осуществляемыми действиями,

7. координацию действий.

Для решения этих задач формируются следующие основные механизмы «я»: 1) контроль

; 2) согласования

; 3)санкционирования

; 4) усиления

.

Контроль

- осуществляется произвольным внимание, он направлен не только на внешний, но и внутренний мир. Благодаря произвольному вниманию восприятие становится более полным и точным, движения и в целом действие осуществляется по задуманному плану, мыслительные процессы не теряют целенаправленности и логичности и т.д.

Чрезвычайно важной функцией «я» является согласование.Процесс согласования, как говорил И.П. Павлов, есть соотношение побуждений с действительностью и моральными нормами. Очевидно, что согласование представляет функцию мышления. Согласование завершается санкционированием

, т.е. утверждением намерения и определения плана действий. Санкции могут быть различными в зависимости от воспитанности личности, они могут побуждаться корыстными интересами или высокими моральными принципами. Санкция характеризует не только направленность, но нередко и личность в целом. Многие психологи, в особенности А.Ф. Лазурский и М.Я. Басов, придавали исключительное значение волевому усилию

. Усилие представляет важнейшее и специфическое проявление волевой саморегуляции личности, «я», стоящее в центре самосознания, в актах самоуправления использует различные психические процессы, основными из них являются воля, мышление. «я», входя в структуру личности, имеет собственную структуру, которая включает: 1) представление о том, каково «я» есть, и каково «я» должно быть в идеале, 2) совесть. Имеющую тенденцию у морально воспитанного человека привести в соответствие реальное поведение к идеальному. Самоуправление личности имеет два вида: 1) оперативное,

или повседневное, и 2) перспективное

, которое определяется дальними целями. Самоуправление может различаться по типам. Первый

определяется как морально-волевой и второй

– как аморально-волевой

.

Особенности современной семьи, ее признаки и формы
Анализ литературных источников показывает, что психологи, работающие с проблемами современной семьи придают большое значение ее особенностям и отличительным признакам по сравнению с семьей традиционной. Шнейдер выделяет следующие особенн ...

Роль самооценки в самовоспитании старших школьников
Возрастная психология - это одна из наиболее развитых отраслей современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психологи­ческой жизни человека. Возрастная психология изучает ...

Выводы
В результате проведенного исследования были выявлены факторы, способствующие возникновению негативных последствий работы связанной с общением с людьми, а также был определен уровень эмоционального выгорания и личностной тревожности у двух ...