Фрустрация и её реакции

Фрустрация (Frustration) — психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоторой цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса [7, с. 423].

Фрустрацию вызывают препятствия разного рода. Можно разграничить внешние и внутренние фрустрации. Внешняя фрустрация вызывается не самим человеком, а внешними условиями, которые мешают человеку продвижению к цели. Внешняя фрустрация основывается на задержках, неудачах, отказе, утратах и других факторах, блокирующих мотивированное поведение. Внешние препятствия могут быть или социальными (водителями, которые медленно едут; высокими людьми в зрительном зале перед вами; наглецами, которые влезают в очередь) или несоциальными (закрытыми дверями, севшей батарейкой, дождем в день игры). Фрустрация особенно возрастает, когда возрастает сила, срочность или важность блокированного мотива. Также, фрустрация усиливается, когда человек оказывается рядом с целью. В результате фрустрация становится еще более интенсивной, если человек наталкивается на препятствие, находясь вблизи цели. Эффекты повторяющейся фрустрации накапливаются, и небольшое раздражение перерастает порой в сильную реакцию.

Агрессия — это любая реакция, которая возникает как результат намерения причинить вред человеку или предмету. Агрессия — одна из самых устойчивых и наиболее часто встречающихся реакций на фрустрацию. Связь фрустрация—агрессия очень распространена в жизни, агрессия, как правило, — первая реакция на фрустрацию. Чаще всего на фрустрацию человек реагирует еще большей настойчивостью. Для этой настойчивости характерны более живые усилия и разнообразные реакции.

Рефлексивное и нерефлексивное слушание
Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста. Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента. Ре ...

Кризис психологии
В 1910-1930 годы в психологии сформировалось большое количество конкурирующих несовместимых и даже несопоставимых парадигм, которые реализовывали потенциально возможные варианты предмета и метода психологии. В качестве примера следует со ...

Влияние поощрения и наказания
Оперантное обусловливание – это форма научения, при которой поведение формируется под влиянием его последствий. Эта форма в некоторых существенных отношениях отличается от выработки классических условных рефлексов, но наиболее важно то, ч ...