Фрустрация и её реакции

Фрустрация (Frustration) — психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоторой цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса [7, с. 423].

Фрустрацию вызывают препятствия разного рода. Можно разграничить внешние и внутренние фрустрации. Внешняя фрустрация вызывается не самим человеком, а внешними условиями, которые мешают человеку продвижению к цели. Внешняя фрустрация основывается на задержках, неудачах, отказе, утратах и других факторах, блокирующих мотивированное поведение. Внешние препятствия могут быть или социальными (водителями, которые медленно едут; высокими людьми в зрительном зале перед вами; наглецами, которые влезают в очередь) или несоциальными (закрытыми дверями, севшей батарейкой, дождем в день игры). Фрустрация особенно возрастает, когда возрастает сила, срочность или важность блокированного мотива. Также, фрустрация усиливается, когда человек оказывается рядом с целью. В результате фрустрация становится еще более интенсивной, если человек наталкивается на препятствие, находясь вблизи цели. Эффекты повторяющейся фрустрации накапливаются, и небольшое раздражение перерастает порой в сильную реакцию.

Агрессия — это любая реакция, которая возникает как результат намерения причинить вред человеку или предмету. Агрессия — одна из самых устойчивых и наиболее часто встречающихся реакций на фрустрацию. Связь фрустрация—агрессия очень распространена в жизни, агрессия, как правило, — первая реакция на фрустрацию. Чаще всего на фрустрацию человек реагирует еще большей настойчивостью. Для этой настойчивости характерны более живые усилия и разнообразные реакции.

Описание и обоснование методик
Как было сказано выше, специалисту данного профиля необходимо обладать рядом качеств, без которых он не сможет обеспечить качество работы. Необходимо выяснить, обладает ли данный специалист этими необходимыми качествами. Мы подобрали нес ...

Процедурная и декларативная память
Помимо фаз кратковременной и долговременной памяти, характерных для процесса запоминания, у человека существует два разных способа усвоения и запоминания информации в зависимости от того, что именно нужно усвоить. Процедурное знание – эт ...

Влияние внутрисемейных отношений на специфику взаимосвязи индивидуально-психологических свойств в структуре индивидуальности
Проблема изучения своеобразия индивидуально-психологических качеств личности в зависимости от особенностей семейного воспитания была предметом исследования в трудах целого ряда отечественных психологов. Ее изучали Л. Баркан, Л. И. Божович ...