В данной работе нам были изучены особенности социальной адаптации и представления о социальных нормах в подростковом и юношеском возрасте.

Из проведенного анализа теоретической литературы, мы можем сделать следующие выводы:

Данная работа направлена на решение весьма актуальной практической проблемы, социальной по своей значимости и масштабам и психологической по содержанию, - проблемы социальной адаптации подростков и старшеклассников, мало изученной в отечественной психологии.

Выделяют следующие виды адаптации:

- Адаптация личности путем преобразования или полного преодоления проблемной ситуации, в том числе различных конфликтов.

- Адаптация личности путем ухода от проблемной ситуации.

- Адаптация с сохранением проблемной ситуации и приспособлением к ней.

Социальные нормы - это стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций. Социальные нормы упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия.

Одной из разновидности социальных норм, являются моральные нормы. Моральные социальные нормы – это нравственные императивы; требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях: о добре и зле; о должном либо непозволительном.

Еще одной разновидностью социальных норм являются групповые нормы. Групповые нормы – это нормы морали, эталоны приемлемого и неприемлемого поведения в группе. Групповые нормы: выполняют функции социального контроля за деятельностью личности; способствуют устойчивости и стабильности существования группы; могут препятствовать перестройке деятельности группы в изменившихся социальных условиях.

С понятием социальной нормы тесно связано понятие социализационной нормы. В широком смысле социализационная норма определяется как результат успешной социализации, позволяющей индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие.

На индивидуальном уровне указанная норма - это многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик. На уровне общества она представляет собой устоявшуюся совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению.

В практической части данной работы, нами было проведено эмпирическое исследование различий в представлениях о социальных нормах и уровне социальной адаптации подростков и старшеклассников при помощи, разработанной нами анкеты и методики социальной адаптации.

В результате проведенного нами исследования мы доказали гипотезу, выдвигаемую в начале нашего исследования.

Общение как взаимодействие. Взаимодействие как организация совместной деятельности
Общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова как обмен информацией. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятель ...

Критерии достижения взрослости
1. Новый характер развития теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием. 2. Способность реализовать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям. Позитивно разрешать противо ...

Профессиональные способности и мотивация
Эффективность трудовой деятельности, удовлетворенность процессом и результатами труда, перспективы профессиональной карьеры в значительной степени зависят от пригодности субъекта труда к выполнению конкретных рабочих функций. профессионал ...