Почти всеми социологами разделяется точка зрения о том, что последняя четверть ХХ в. отмечена кризисом семьи как социального института. В своей сущности этот кризис означает, что семья утрачивает в значительной степени свои традиционные функции (репродуктивную, воспитательную и гедонистическую). Еще один наиболее существенный показатель кризиса семьи - резко возросшее количество разводов. Изучая их с точки зрения причин и последствий, социология установила, что легкость и частота разводов стали основным фактором возникновения нетрадиционных форм и стилей семейной жизни. Становится обычной монородительская семья, состоящая из детей и одного из родителей (чаще всего матери). Но, как подтверждают исследования, кризис семьи не сопровождается отрицанием большинством людей ее ценности, равно как и ценности брака. В современном обществе идет формирование новых ценностных ориентаций в отношении форм, стилей и образцов семейно-брачного поведения. С этим и связаны тенденции развития семьи в начале ХХI в.

Основой семьи является брак. Под институтом брака, как правило, понимают социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Брак имеет санкционированный характер, то есть признаваемый обществом, которое берет на себя определенные обязательства по его защите и налагает на вступающих в брак ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым за будущее семьи. Общество, признавая в определенной культурной форме законность брака, оказывает материально-финансовую помощь семье, особенно в тех случаях, когда семья является многодетной или в ней отсутствует один из родителей. В обществе проводится соответствующая семейно-демографическая политика.

Итак, семья, основой которой является брак, представляет собой один из важнейших социальных институтов, придающих обществу стабильность и способность восполнять население в каждом последующем поколении. Одновременно семья является малой (первичной) социальной группой, сплоченной и устойчивой ячейкой общества, фокусирующей в себе все главное, что происходит с обществом. На протяжении своей жизни человек входит во множество самых разных групп, но семья остается той социальной группой, которую он никогда не покидает.

[1] Дилигентский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994., с. 73.

[2] Дилигентский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994., с. 89.

[3] Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993., с. 231.

[4] Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии, 1995, N 2. , с. 132.

[5] Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии, 1995, N 2. , с. 163.

[6] Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993. , с. 91.

[7] Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993. , с. 129.

[8] Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1989., с. 78.

[9] Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1989., с. 82.

[10] Там же., с. 83.

Конфликтный аутотренинг: гипотеза и теории
Связь понимает импульс, что отмечают такие крупнейшие ученые как Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм. Конформность, по определению, неумеренно дает эгоцентризм, и это неудивительно, если речь о персонифицированном характере первичной социал ...

Патохарактерологический диагностический опросник
Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строением тела имеют склонность к заболеваниям, кот ...

Харизматические стратегии
Исследователи феномена харизматического влияния считают, что для его осуществления чаще всего используются следующие стратегии. Отличаться от других. У человека, претендующего на харизму, должны быть некие признаки, или стигматы (отмети ...