Психосоциальное развитие человека от рождения до школы:
Страница 1

Психология » Эго-идентичность » Психосоциальное развитие человека от рождения до школы:

младенческий возраст, ранее детство и возраст игры

Становления личности происходит на протяжении всей жизни. Первая психосоциальная стадия, по З. Фрейду, отвечает оральной фазе, охватывает первый год жизни, когда формируется ощущение доверия. Ребенок воспринимает внешний мир как безопасный, стабильный, а людей – как заботливых и надежных. Мера развития у младенца чувства доверия к другим зависит от качества полученной ним материнской заботы. Иначе говоря, это ощущение возникает от способности матери передать своему ребенку чувства узнавания, постоянства и тождественности переживаний. Чтобы происходил процесс эффективного развития, младенцы должны доверять не только внешнему миру, но и внутреннему, то есть научиться доверять себе. Обычно отмеченное поведение наблюдаем тогда, когда ребенок способен переносить отсутствие матери без чрезвычайного страдания и тревоги.

Причину первого психологического кризиса связывают с качеством материнского ухода за ребенком. Если мать характеризуется ненадежностью, невосприятием младенца, то это закономерно вызывает кризис, то есть вызывает у ребенка психосоциальную установку страха, недоверия, которая направляется на мир в целом, и на определенных людей в частности и будет проявляться на более поздних стадиях личностного развития. Ощущение недоверия усиливается тогда, когда младенец перестаёт быть для матери главным моментом в ее жизни. Родители, которые чувствуют себя неуверенно в этой роли, или же если их система ценностей противоречит общепринятому стилю жизни, могут создавать для ребенка атмосферу неопределенности, двусмысленности, в результате чего возникает глобальное чувство недоверия. Именно в результате такого неблагополучного поведенческого развития возникает депрессия у младенцев и паранойя у взрослых.

В целом кризис «доверия – недоверия» не всегда находит решение в течение первого или второго года жизни. В соответствии с эпигенетическим принципом вышеуказанная дилемма будет проявляться снова и снова на каждой следующей стадии развития, хотя она и является центральной лишь для младенческого периода. Адекватное преодоление кризиса доверия – важный этап роста ребенка в последующей жизни. Здоровое развитие младенца не является результатом только ощущение доверия, а скорее предопределенным благоприятным соотношением доверия и недоверия. Ведь понять, почему не нужно доверять, также важно, как и познать, почему доверять необходимо.

Позитивное психосоциальное качество, сформированное в результате успешного решения конфликта «доверие - недоверие» называют термином надежда. У взрослого лица она является основой формирования веры. Надежда – это фактически первое позитивное качество Эго, которое поддерживает уверенность человека на протяжении ее жизни. Присвоение ощущения базального доверия создает основу для достижения определенной автономии и самоконтроля, избежания ощущения стыда, сомнения и унижения. Этот период отвечает мышечно-анальной стадии, по З. Фрейду, и длится в течение второго и третьего годов жизни. Ребенок, который взаимодействует с родителями в процессе учебы, туалетного поведения, обнаруживает, что их контроль бывает разным: он может быть формой беспокойства, или деструктивной формой укрощения и мерой пресечения. Чувство самоконтроля без потери самооценки является онтогенетическим источником уверенности в свободном выборе. Избыточный чужой контроль и одновременная потеря самоконтроля могут стать толчком в развитии постоянной склонности к сомнению и стыду.

До возникновения этой фазы дети полностью зависят от других. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно-мышечная система, речь и социальная выборочность, они начинают исследовать свое окружение и взаимодействовать с ним независимо. Также у детей возникает стремление делать все самим, и наблюдается появление установки «Я сам» или «Я – то, что я могу!» Позитивное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии зависит от готовности родителей постепенно давать детям волю самим осуществлять контроль над своими действиями. Старшее поколение должно ненавязчиво, но четко и понятно, с всё более мягким контролем, не ограничивать поведение потомков в определенных сферах жизни. Э. Эриксон рассматривает переживание стыда ребенка как кое-что близкое к гневу, который направлен на самого себя, когда ему не дают возможности развивать собственную автономию и самоконтроль. Стыд появляется, если родители нетерпеливо, напряженно и постоянно делают за него то, что он может сделать сам. Или, напротив, когда старшие ожидают, что дети выполнят то, чего они еще не способны сделать.

Страницы: 1 2

Понятие о дефекте
Когда речь заходит об отклонениях в развитии человека, необходимо уяснить понятие «норма». Личностно ориентированный подход как стратегия отечественного образования требует от педагога обеспечить индивидуальный путь развития не только сре ...

Ценности в жизни человека и общества. Понятие ценности и ее общая характеристика. Ценности и оценки
Рассмотрим в самых крупных чертах проблематику общей теории ценностей и ее наиболее важные категории. Прежде всего, разберемся в смысле основного понятия данной теории — категории ценность. Этимологический смысл этого слова весьма прост и ...

Изменения второго порядка: внутренний конфликт
Изменения второго порядка это изменения, которые включают в себя множественные результаты и затрагивают вторичную выгоду. Вероятно, любая терапия несет в себе изменения второго порядка, так как новый ресурс или реакция должны быть поддерж ...