Формирование ценностных ориентаций
Страница 2

Существует четыре способа, с помощью которых люди стараются повлиять на ценности других людей:

1. Морализирование. Что-то объявляется хорошим, что-то плохим.При этом используется любой авторитет, на который можно сослаться для того, чтобы подкрепить свои слова.

2. Личный пример. Индивид старается поступать в соответствии со своими убеждениями, надеясь, что окружающие будут учиться на его опыте и воспользуются его примером.

3. Невмешательство. Работникам позволяется вести себя так, как им хочется, их поведение не комментируется, и в него не вмешиваются.

4. Помощь в прояснении ценностей. Членам организации помогают в выборе тех ценностей, которые больше соответствуют целям органи­зации, обращая внимание скорее на их пользу и адекватность конкрет­ной ситуации, нежели необходимость следования закостеневшим об­разцам.

Помощь в прояснении ценностей помогает людям понять собствен­ные позиции. Проясненные таким образом ценности нередко становят­ся личными, предпочитаемыми самим человеком; они имеют последо­вательный и стойкий характер.

Процесс прояснения личностных ценностей включает изучение и пере­оценку существующих ценностей и выявление позиции человека по вопросам, которые ранее не попадали в фокус его активного внимания. Порой эту задачу нелегко осуществить, так как на ценностные суждения влияют чувства, эмоции, желаний и интересы индивида. Самоанализ со­кровенных и не всегда осознаваемых взглядов, определяющих пове­дение человека, требует значительного времени.

Таким образом, прояснение личных ценностей становится одним из средств повышения эффективности управленческой деятельности.

Систематизированное прояснение ценностей представляет собой один из видов самопознания. Окружающие могут помочь индивиду прояснить свои ценности, но окончательный выбор человек делает сам. Самоанализ может быть проведен в ходе следующих пяти этапов:

1. Решение быть правдивым. Добиться изменений в себе можно, лишь приняв решение быть максимально правдивым с самим собой. Не взяв на себя такого обязательства, нельзя добиться реальных перемен.

2. Формулирование и открытое обсуждение взглядов. Выявить цен­ности можно лишь в результате их открытого обсуждения. Только выра­женные словесно взгляд или позиция могут быть оценены и подвергнуты анализу.

3. Анализ альтернатив. Важно изучить и проанализировать все возможные альтернативы.

4. Поиск противоречий. Дальнейший анализ ценностей позволяет обнаружить непоследовательности и противоречия, служащие основа­нием для новых размышлений и оценок.

5. Сопоставление с практическим образом действий. Сопоставле­ние реального поведения человека с декларируемыми им ценностями часто обнаруживает значительные несоответствия. Это может свидетельствовать или о еще не преодоленном конфликте различных ценностей, или о недостаточном осмыслении базовых ценностей. В любом случае поведение, не совпадающее с декларированными ценностями, свидетельствует о необходимости дополнительной работы.

Страницы: 1 2 

Восприятие и понимание в структуре межличностного общения
Социальная перцепция – процесс, возникающий при межличностном взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого. Включает: – познание себя в процессе общения (через рефлекс ...

Методологическое значение теории деятельности С.Л. Рубинштейна – А.Н. Леонтьева
Теория деятельности, созданная С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, не только раскрывает структуру и содержание психологической деятельности и ее связь с потребностями, но и помогает понять, каким образом исследование внешней деятельности ...

Сознание.
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и пр ...