Формирование ценностных ориентаций
Страница 1

Американский ученый Е. Берн выдвинул гипотезу о том, что человек формирует свои основные жизненные позиции, принимая важные реше­ния в отношении себя и других людей. Эти решения имеют фундамен­тальное влияние на весь ход его жизни. Берн предложил простой и ясный способ описать четыре основные жизненные позиции. В соответствии с типологией Берна, люди могут быть довольны собой и считать себя ус­пешными (со мной все - «ОК.», «я — в порядке») или, наоборот, быть недовольными собой («я - не в порядке») и воспринимать себя неудач­никами. Аналогичным образом люди могут относиться и к окружающим. Различные комбинации самооценок и оценок окружающих позволяют выделить четыре базовые жизненные позиции:

1. «Я — в порядке» + «все— в порядке». Люди, придерживаю­щиеся этой жизненной позиции, относятся к себе в основном поло­жительно. Они считают жизнь обнадеживающей и приятной, склон­ны чувствовать себя удовлетворенными своим положением и довольствуются тем, что имеют. В своих воспоминаниях они сосре­доточиваются на приятном и радостном. Они ценят одобрение своего поведения окружающими и стремятся к установлению добрых отно­шений с ними. Они считают других такими же способными, как они сами, и уверены, что все люди могут добиться хороших результатов и успеха. Они лишены сентиментальности и разборчивы в средствах достижения своих целей.

2. «Я — в порядке» + «все — не в порядке». Люди, следующие этой позиции, в основном положительно относятся к себе, но постоянно ощу­щают и подчеркивают существенную разницу между собой и окружаю­щими. Они считают, что обладают многими важными качествами (умом, честностью, нравственностью, привлекательностью, опытом и т. д.), ко­торых явно не достает большинству людей, их окружающих. Люди этой жизненной позиции думают, что превосходят других, и стремятся демон­стрировать это всем и себе в том числе. Они могут выглядеть надменны­ми, отчужденными и высокомерными.

3. «Я— не в порядке» + «все— в порядке». Люди этой жизненной позиции смотрят на окружающих снизу вверх. Они считают, что у них слишком много недостатков и слабостей, поэтому они обречены про­игрывать и уступать другим. Им не хватает уверенности в своих силах и оптимизма. Часто они не нравятся самим себе и обращают слишком много внимания на свои слабости и неудачи, многие из которых, на са­мом деле, только воображаемые. Они склонны преувеличивать досто­инства и успехи других людей, считая их более значительными, зрелы­ми, талантливыми, успешными.

4. «Я— не в порядке» + « все — не в порядке». Люди, видящие жизнь с этой точки зрения, чувствуют себя подавленно и одиноко. Они нередко теряют веру в возможность создать себе нормальную жизнь, которая приносит не только трудности и проблемы, но и радость и удовлетворе­ние. Они пессимистично глядят на мир и низ'ко ценят не только себя, но и все, что их окружает. Любые планы и взаимоотношения воспринимают­ся ими как бесполезные и безнадежные. Такая безысходная позиция мо­жет иметь крайне отрицательные последствия для личности и здоровья человека.

Все описанные жизненные позиции могут находить оправдание и подкрепление. Порой «защита» выбранной позиции происходит неосоз­нанно: сам человек не замечает того, что его восприятие выделяет и отмечает лишь нужные для самооправдания аргументы. Однажды выб­ранная жизненная позиция оказывает огромное влияние на организаци­онное поведение людей.

Те, кто не может преодолеть отрицательного отноше­ния к жизни, лишены открытости и гибкости. Им трудно быть предпри­имчивыми и вырваться из круга повседневной рутины, которая не при­носит удовлетворения и останавливает личностный рост. Они избегают риска, их взаимоотношения с окружающими формальны и полны напря­женности. Им свойственна общая пассивность и стремление манипули­ровать другими.

Крайние выражения активной и пассивной сторон индивида доволь­но редки. Обычно в его поведении представлены обе стороны, и он сам может решить, какую часть своей натуры следует поддерживать и по­ощрять. Такое решение имеет фундаментальный характер, так как отказ работать над развитием своих положительных качеств соответственно усиливает отрицательные характеристики.

Страницы: 1 2

Ранняя алкоголизация у детей подросткового возраста
В данной работе мы выдвигаем гипотезу: ранняя алкоголизация детей подросткового возраста напрямую связана с наличием возрастного кризиса и криза семейных взаимоотношений родителей. Для рассмотрения данного вопроса мы использовали статьи ...

Психология взаимоотношений и психическое развитие детей в многодетных семьях
Многодетной называется семья, количество детей в которой пятеро и больше. В Советском Союзе многодетность поощрялась (в виде наград – орденов и медалей), так и практически (в виде денежных пособий и предоставления жилья). Многодетность в ...

Задачи развития
Младший подростковый возраст — 10—11 лет. В это время дети в основном уравновешенны, спокойны, они доверчиво относятся ко взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Это открывает боль ...