Психическое развитие подростка

По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Если эмоции младших школьников носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, то эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подросток отличается большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. По данным А.П. Краковского

в 5 классе учащиеся проявляют упрямство в 6 раз чаще, чем это наблюдается в 4 классе, в 9 раз чаще наблюдается бравирование недостатками и в 5 раз чаще своеволие; в 42 раза увеличилось число немотивируемых поступков. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что подросток может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже сделанное. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства. Вот почему очень важно давать подростку посильные задания, вооружать их соответствующими знаниями, умениями и навыками, способами деятельности.

Подростку свойственно бурное проявление своих чувств. Если он чувствует малейшую несправедливость к себе, они способны «взорваться», хотя потом могут сожалеть об этом. Особенно часто реакция возникает в состоянии утомления. Аффекты подростков, в отличие от аффектов младших школьников, более сильные и бурные. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущении. Он горячо реагирует на все. Но, не обладая достаточным жизненным опытом и отличаясь повышенной эмоциональной возбудимостью, подростки легко могут попасть под дурное влияние, поскольку внешний эффект оказывает на них порой сильное влияние.

Эмоциональные переживания подростка, в отличие от переживаний младших школьников, приобретают большую устойчивость. Подросток, как правило, не забывает обид учителю, которому нужно проявить очень много усилий, чтобы восстановить потерянный авторитет.

Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Так, подросток с жаром защищает своего друга и в то же время знает, что его нужно осудить. Подросток может быть и внимательным, и грубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же время плакать от незаслуженных обид, позабыв о своем достоинстве. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно важных чувств.

Подросток более чутко, по сравнению с младшими школьниками, относится к мнению коллектива. Он дорожит этим мнением, уважает его, руководствуется им. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Поэтому очень важно иметь в классе здоровое общественное мнение и уметь опереться на него. Подросток не прощает оскорблений в присутствии одноклассников или других лиц. Поэтому не следует упрекать, поучать, стыдить подростка при товарищах. Это может вызвать острый конфликт.

Иной характер, по сравнению с младшим школьным возрастом, приобретает и дружба. Если младшие школьники связывают соседство, совместные игры, то в основе дружбы подростков лежит общность интересов, нравственных чувств и качеств личности. К дружбе они предъявляют довольно высокие требования. От друга они требуют честности, верности и преданности. Но иногда дружба может принимать нежелательные формы. Взрослые должны знать, с кем дружит их ребенок, какова основа дружбы, кто из ребят на кого и как влияет. Иногда приходится прерывать дружбу, но делать это надо тактично, надо помочь подростку установить новые дружеские отношения, занять его интересным делом. У подростков существенно возрастает чувство товарищества, также имеющее большое значение в формировании личности. Но, как и дружба, это чувство может принимать неправильные формы. Довольно широко распространено ложное товарищество, когда в классе существует круговая порука и одни учащиеся скрывают поступки других.

Упражнение 7. «Дублирование»
Вспомогательный игрок вербализует мысли и чувства, которые протагонист, быть может, затрудняется выразить. Обычно двойник стоит близко — либо за спиной, либо рядом с протагонистом, с тем чтобы внимательно наблюдать его невербальные проявл ...

Бихевиоризм
Бихевиоризм определил облик американской психологии XX века. Его основатель Джон Уотсон (1878—1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название — от английского — поведение (бихевиоризм м ...

Психодиагностические задачи
Общая психодиагностика в известной степени отвлекается от специфических диагностических задач, возникающих в различных частных областях психодиагностики. Однако психодиагност должен представлять себе эти задачи, поскольку они существенно ...