Темперамент и особенности профессиональной деятельности
Страница 2

Психология » Темперамент и особенности его влияния на профессиональную деятельность » Темперамент и особенности профессиональной деятельности

Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале. Люди с таким типом характера пригодны для конвейерных работ, характеризуемые исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня. Таковым является труд бухгалтера, библиотекаря. Меланхолик с точки зрения силы - работоспособности нервной системы - самый "невыигрышный" тип темперамента, но зато он легко переключается с одного дела на другое; в отличие от "сильных типов", обладает чувствительностью ко всему, что происходит вокруг него.

Экспериментально показано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приёмов.

Для отнесения сотрудника к определенному типу темперамента следует убедиться (в частности, на основе наблюдения за внешними особенностями поведения) в выраженности у него таких черт как:

активность - о ней судят по тому, с какой степенью энергичности работник стремится к новому, пытается воздействовать на окружающее и изменить его, преодолеть препятствие;

эмоциональность - о ней судят по чуткости к эмоциональным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с какой эмоция становится побудительной силой поступков, а также скорость, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим;

особенности моторики - они выступают в быстроте, резкости, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче других поддается наблюдению и оценке.

Приведем наиболее общие характеристики различных типов темперамента, которые можно успешно использовать при визуальной психодиагностике.

холерик

сангвиник

флегматик

меланхолик

Речь

Громкая, резкая, неравномерная

Громкая, живая, плавная

Монотонная, медленная

Тихая, с придыханием

Общительность

Высокая

равномерная

невысокая

Низкая (замкнутость)

Поведение

Страстное, увлекающееся

Энергичное (деловое) или болтливое

Поведение неутомимого труженика

Неравномерное, реактивное (как ответ на актив-ность других)

Настроение

неустойчивое с преобладанием бодрого

устойчивое, жизнерадостное

устойчивое, без больших радос-тей и печалей

неустойчивое с обладанием пессимизма

Отношение к критике

возбужденное

спокойное

безразличное

обидчивое

Самооценка

Значительная пе-реоценка своих способностей

Некоторая пере-оценка своих способностей

Более реальная оценке своих способностей

Чаще недооценка своих способностей

Терпение

слабое

умеренное

очень большое

очень слабое

В действительной жизни редко встречаются люди с ярко выраженным, "чистым" темпераментом. В основном преобладают люди, наделенные различными сочетаниями свойств темперамента, так называемым сложным темпераментом. Сочетания темпераментов могут быть как природными, то есть врожденными, так и приобретенными, когда под воздействием тех или иных жизненных обстоятельств основной темперамент осложняется другим, его дополняющим.

Страницы: 1 2 3

Упражнение 7. «Дублирование»
Вспомогательный игрок вербализует мысли и чувства, которые протагонист, быть может, затрудняется выразить. Обычно двойник стоит близко — либо за спиной, либо рядом с протагонистом, с тем чтобы внимательно наблюдать его невербальные проявл ...

Список ключевых понятий произведения
ВЛАСТЬ — в классических философских концепциях — особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. в терминах воли (субъективной или коллективной) и дихотомии "господин — раб" восходит ...

Специфические функции воображения
При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В ау ...