Причины возникновения групповых конфликтов
Страница 2

Психология » Источники и последствия групповых конфликтов » Причины возникновения групповых конфликтов

в) внешние, независящие от индивида обстоятельства помешали выполнить групповые нормы и требования (например, поломка автомобиля, задержка авиарейса и т.д.).

Другим основанием для возникновения групповых конфликтов являются структурные и статусно-ролевые изменения (попытки изменений) в группе. Если группа функционирует достаточно длительно, то в ней возникает устойчивая социально-психологическая структура. Неформальные групповые отношения постепенно формализуются и приобретают относительно стабильную систему функций, ролей, норм, прав, обязанностей и взаимных ожиданий. Каждый член группы как бы «закрепляется»[4] в групповой структуре со своей ролью, статусом и ресурсами.

Групповое место имеет сложную структуру взаимосвязанных и взаимообусловленных функций, средств, прав, обязанностей, ответственности, власти и т.д. (рис. 1)

Статусно-ролевые позиции в группе (как и в больших социальных общностях) дифференцированы по горизонтали и иерархизированы по вертикали. Одни члены группы занимают престижные места, выполняют ответственные роли и имеют высокий статус. Члены группы, находящиеся на менее престижных местах, как правило, стремятся улучшить свои статусно-ролевые позиции. В результате могут возникнуть так называемые статусно-ролевые внутригрупповые конфликты.

Рис. 1 Схема структуры места в группе

Статусно-ролевые изменения могут быть также обусловлены ролевыми конфликтами, которые возникают по причине несовпадения роли индивида с групповыми нормами и ожиданиями. Чаще всего конфликты случаются, когда вакантное групповое место занимает новичок. Адаптация и социализация в группе проходит сложно. Во-первых, требования группы к новичкам, как правило, бывают завышенными. Во-вторых, новый член обычно не в полной мере владеет тонкостями внутригруппового взаимодействия и не всегда адекватно реагирует на нормы требования.

Страницы: 1 2 3

Методы исследования внимания
Сбор объективной информации об особенностях внимания может основываться на неэкспериментальных методах, и методах экспериментальных предъявляющих более строгие требования к процедуре исследования. Среди неэкспериментальных методов главны ...

Игра
Игра – деятельность, направленная на сам процесс игры и воспроизводящая в доступной форме труд и учение[52]. Игра - это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива[53]. Игра связана с пр ...

Ситуации и факторы, порождающие ролевые конфликты.
Использование ролевого подхода к встраиванию человека в орга­низацию может сопровождаться возникновением конфликтов по выполнению ролей и появлением ряда проблем, осложняющих существование и функционирование организации. Очень часто в ор ...