Психотипы людей и их поведение в труде, бизнесе, сотрудничестве
Страница 1

Психология » Психологические основы трудовых взаимоотношений » Психотипы людей и их поведение в труде, бизнесе, сотрудничестве

Природа и источники индивидуальных различий человека является предметом изучения отдельных областей психологии. Индивидуальными свойствами могут выступать как отдельные, частные особенности (например, время реакции, особенности восприятия, внимания, и т.п.), так и целостные личностные образования (например, интересы, способности, характер). Различия между людьми могут быть разной степени устойчивости, подвержены возрастным и даже сезонным изменениям, могут являться функцией наследственности или же воспитания, обучения, тренировки и т.д. В психологии предлагались различные варианты типологических схем и классификаций индивидуальных характеристик, которые могут быть полезны для объяснения и прогнозирования поведения людей в организациях.

У любого человека с раннего детства уже свой темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности, обусловленные врождёнными динамическими свойствами нервной системы, определяющими скорость реагирования, степень эмоциональной возбудимости, особенности приспособления индивида к миру. Из доминирования того или иного инстинкта вытекает первичное различие людей по своему типу. Можно выделить 7 типов.

1. Эгофильный тип – их кредо – "Безопасность и здоровье прежде всего".

2. Генофильный тип – их кредо – "Интересы семьи превыше всего". Ради детей и семьи готовы жертвовать собой.

3. Альтруистический тип. Эволюционно такой тип необходим, они хранители доброты, жизни, человечества.

4. Исследовательский тип – их кредо "Творчество и прогресс – превыше всего".

5. Доминантный тип. На основе этого типа вырастают лидеры, руководители, политики, но и "тяжёлые характеры" самодуров, тиранов.

6. Либеральный тип. Они хранители свободы, интересов, индивидуальности каждого, а с этим и хранители жизни.

7. Дигнитофильный тип – их кредо – "В нашем роду не было трусов и подлецов! Честь превыше всего!" Они хранители чести и достоинства личности, а с этим – жизни, достойной человека.

Свойства темперамента – это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, часто сохраняющиеся на всю жизнь. Различные сочетания закономерно связанных между собой свойств темперамента называют типами темперамента. Генетическая программа развития гармонична: доминирующему инстинкту соответствует определённый темперамент, определённые свойства нервной системы.

Люди холерического темперамента – активные, целеустремлённые, отважные. Самой природой они предназначены быть воинами, лидерами. Обладают сильной неуравновешенной системой, поэтому бывают опрометчиво поспешны в словах и действиях, конфликтно несдержанны, с перепадами настроений и работоспособности.

Люди сангвинического темперамента быстры, легко переключаемы, общительны, оптимистичны. Сильная уровновешенная нервная система обеспечивает быстрые и обдуманные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрасную приспособляемость к людям, изменяющимся социальным ситуациям, изменчивости интересов, чувств, взглядов.

Люди флегматичного темперамента медлительны, замкнуты, терпеливы, миролюбивы, стабильны. Они природой предназначены быть создателями, хранителями, опорой жизни. Обладают сильной, уравновешенной, инертной нервной системой, обеспечивающей уравновешенное настроение, постоянство чувств, интересов, взглядов, упорство в работе.

Люди меланхолического темперамента склонны к обострённым переживаниям, размышлениям, повышенной чувствительности и утомляемости. Это мыслители, писатели, художники и просто люди со сложной чувствительной натурой. Обладают слабой нервной системой, которая в напряженных стрессовых ситуациях часто приходит в состояние растерянности, замедленности, ухудшения результатов деятельности или её прекращения, стопора.

Однако чтобы охарактеризовать человека, недостаточно знать его темперамент и тип нервной системы. Несмотря на свою устойчивость, тип темперамента может несколько изменяться в зависимости от условий жизни и воспитания. Другой важной особенностью членов организации является характер – индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определённых жизненных условиях и обстоятельствах.

В характере человека находят отражение как индивидуальные, так и типические стороны его развития. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие, типические обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых условиях, формируют общие стороны и черты характера. Характер в целом различают по его определённости и цельности. Определённый характер – это характер с наличием выраженных доминирующих черт. Цельные характеры отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. Противоречивому характеру свойственен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений.

Страницы: 1 2 3

Классификация типов вопросов
Управление беседой осуществляется через задаваемые вопросы. Ведет беседу тот, кто формулирует вопросы. Вопрос строится в зависимости от потенциального ответа. Существует несколько классификаций типов вопросов, используемых в беседе. I. П ...

Характеристика сенсорных систем
Для каждой сенсорной системы присущи определенные параметры, соответственно которым ее можно охарактеризовать определенным образом. 1. Модальность, качество, специфические сенсорные стимулы. Модальность – совокупность сходных сенсорных ...

Современный этап в разработке проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
Современный этап развития коррекционной педагогики и психологии характеризуется поиском новых эффективных путей социальной адаптации детей, страдающих физическими и психическими недостатками. В этой связи проблема семьи, воспитывающей реб ...