Заключение
Страница 1

Характеризовать личность преступника – значит исследовать и определить типологические криминогенно значимые качества индивида. Психология личности преступника – это совокупность социально негативных, типологических качеств индивида, обусловивших совершенное им преступное деяние определенного типа и вида.

Можно сделать вывод, что преступления совершаются в результате того, что у данной личности упрочилась система смысловых образований, которая обусловливает ее извращенное отношение к определенной стороне социальной действительности.

Оценивая личность человека, совершившего преступление необходимо выявить доминирующие побуждения и обобщенные способы его жизнедеятельности, образующие общую схему его поведения, стратегию его жизнедеятельности. Человеческое поведение организуется определенными исходными ценностными позициями личности. Человеческий выбор целей и средств их достижения определяется самосознанием субъекта, самосанкционированием избираемых целей и способов поведения.

Человек ведет себя в соответствии с тем смыслом, который он придает результатам своего поведения. О человеке можно судить лишь по его поступкам, в которых проявляется его смысловое отношение к действительности. Сам человек может даже и не осознавать всю систему личностных смыслов, часть из них подсознательна. Однако любое сознательное действие человек санкционирует как действие, полезное и необходимое для себя, т. е. как личностную ценность.

Совершение преступного деяния совмещается, как правило, с высокой самооценкой преступника. Это свидетельствует о неадекватности оценок преступников, глубоких нарушениях в ценностнообразующей сфере их личности.

Самооправдание преднамеренного преступления происходит различными способами:

1) утрированием виновности жертвы;

2) обесцениванием общественных и правовых норм путем противопоставления их нормам референтных, антисоциальных групп (банды, воровской шайки);

3) перенесением ответственности на других лиц, оправданием сложившимися обстоятельствами.

Беспринципность и корыстолюбие, тщеславие и цинизм ревность и мстительность, а также другие личностные пороки лежат в основе мотивационной направленности преступника

Мотивационнопотребностная сфера преступников крайне примитивна, их действия очень часто совершаются на низком импульсивно-установочном уровне регуляции. Мотивация таких действий свернута, что и создает иногда видимость преступления без мотива.

Потребности большинства преступников также имеют характерные особенности. Социализированная личность не может существовать только на уровне потребления. Ее психическое развитие предполагает смещение центра потребностей на созидание, саморазвитие и самореализацию. Но это существенно важное качество социализированной личности не сформировано у большинства преступников.

Потребности лиц, совершивших преступления, отличаются узостью, ограниченностью, материально-утилитарной односторонностью, недоразвитостью социально-положительных видов потребностей, гипертрофированностью потребностей низшего уровня, превышением среднего стандарта их удовлетворения, извращенностью.

Для многих преступников характерны стихийно возникающие побуждения, их зависимость от случайных ситуаций. Дезинтегрированность целостно-регуляционной системы личности – это основная отличительная особенность большинства преступников. Отдельные эгоистические устремления преступников, вырываясь из общих социально-позиционных связей, становятся антисоциальными, они могут регулировать поведенческую систему личности на подсознательном, установочном уровне.

Поведение многих преступников полезависимо.[5]

[1] Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.

[2] Криминология. Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 1995.

[3] Васильев В.Л. Юридическая психология М. 1991.

[4] Алимов С.Б., Антонов-Романовский Г.В. Криминологическое значение изучения конфликтности в основных сферах жизнедеятельности. Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. М., 1981.

Страницы: 1 2

Виды памяти по характеру психической активности
По характеру психической активности различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память. Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, запоминание, сохранение и воспроизведение ...

Гельштаттерапия Ф. Перлза – интегративный метод неклинической психологии
Интегративные методы неклинической психологии – направления, в которых сочетаются идеи принципы основных психотерапевтических парадигм. Это современные направления и методы, которые существуют в сегодняшнем психотерапевтическом пространст ...

Развитие учения о душе
Учение о душе возникло в Vв. до н.э. - XVII в н.э. Оно складывалось в рамках древнегреческой философии и медицины. Зарождение науки в Древней Греции связывают с двумя обстоятельствами: 1. учение образовалось как внешнее, по отношению к р ...