Теоретическое обоснование проблемы бессознательного в психологии.
Страница 2

Психология » Проявления бессознательного в психических состояниях, процессах, свойствах » Теоретическое обоснование проблемы бессознательного в психологии.

Подробно рассмотреть структуру личности З. Фрейда позволяет его работа “По ту строну удовольствий” (1920), “Я и Оно” (1923). Созданная З. Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов:

"Оно" (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только "принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей;

"Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с "принципом реальности", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью;

- "Сверх - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности".

В отличие от З. Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, К. Юнг провел четкую дифференциацию между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа. Коллективное бессознательное представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование. Это - общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. Именно коллективное бессознательное является тем резервуаром, где сконцентрированы все архетипы.

Одним из элементов аналитической психологии К. Юнга является теория комплексов, то есть психических сил индивида, которые, находясь в бессознательной форме, постоянно дают знать о себе. В бессознательном, по мнению К. Юнга, всегда находятся наготове комплексы воспоминаний индивидуального прошлого, прежде всего родительские, детские комплексы, комплекс власти и другие. Комплексы - это своего рода психологические демоны, свидетельствующие о силе власти бессознательного над сознательными процессами. Отталкиваясь от теории комплексов, К. Юнг попытался глубже проникнуть в механизм бессознательного, выявить сложные взаимоотношения между бессознательными и сознательными процессами психики, роль бессознательных влечений в формировании поведения человека.

Альфред Адлер (1870-1937) пересмотрел фрейдовские положения о биологической детерминации человеческой психики и сформулировал теорию индивидуальной психологии, согласно которой человек рассматривался не как биологическое, а как социальное существо. В противовес фрейдовскому постулату о сексуальных влечениях и юнговскому постулату о комплексах которые, по их убеждению, мотивируют человеческое поведение, А. Адлер выдвигает на передний план социальные побуждения человека.

Страницы: 1 2 3 4

Направленность личности: потребности и цели
Направленность личности – это «система устойчивых потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д., определяющих основные направления поведения личности»[1]. Направленность всегда социально обусловлена и форм ...

Основные типы бесед
· Полностью контролируемая беседа предполагает жесткую программу, стратегию и тактику; · стандартизированная беседа — стойкие программа, стратегия и тактика; · частично стандартизированная — стойкие программа и стратегия, тактика значит ...

Кора
Кора больших полушарий у человека имеет первостепенное значение для научения и памяти, но ввиду своей сложности она с трудом поддается исследованию. Простые формы научения – привыкание, сенситизация и образование классических условных реф ...