Теоретическое обоснование проблемы бессознательного в психологии.
Страница 3

Психология » Проявления бессознательного в психических состояниях, процессах, свойствах » Теоретическое обоснование проблемы бессознательного в психологии.

Рассмотрение отношений между индивидами замыкается у А. Адлера на раскрытии якобы присущих каждому человеку бессознательных стремлений к власти. Поэтому изучение социальных побуждений личности сводился, по сути дела, к расшифровке вытесненных желаний властвования, преобладания, превосходства над другими.

Отвергая биологизм З. Фрейда и К. Юнга, А. Адлер в то же время наделяет личность такими побуждениями, которые, будучи социальными, носят все же врожденный характер. На место биологических бессознательных инстинктов подставляются социальные побуждения, которые также оказываются врожденными.

А. Адлер не уделял много внимания причинам тех или иных действий человека. Для него причинность играет незначительную роль, ибо, как он полагает, не может дать удовлетворительного объяснения человеческой деятельности. Для объяснения действий индивида необходимо знать конечную цель его устремлений; только она может объяснить поведение человека, бессознательный жизненный план, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неудовлетворенность.

Пытаясь ответить на вопрос, в чем же конечная цель, предопределяющая деятельность человека, А. Адлер долго не мог прийти к однозначному решению. Вначале конечной целью человеческой деятельности он объявил стремление к власти, затем - стремление к превосходству, которое уже не связывалось с престижем, главенством и другими социальными атрибутами могущества человека, а относилось к сфере завершенности, целостности и тотальности личности. Понять человека, т. е. раскрыть смысл его жизни, значение его психических актов, по убеждению А. Адлера, можно лишь в том случае, если индивид будет рассматриваться как стремящийся к личному идеалу, к совершенству. Конечной целью развития человека, по мнению А. Адлеру, является, таким образом, стремление к совершенству, стремление к полному раскрытию своей сущности, к достижению "Самости". В этом смысле А. Адлер постулирует активный принцип человеческой жизни, акцентируя внимание не только на деятельности, но и на самодеятельности человека. А. Адлер констатирует, что человек от природы является социальным существом. Именно А. Адлер, который обратил внимание на социальные детерминанты человеческого поведения, положил начало развитию социологизированного психоанализа.

Не соглашаясь со многими идеями З. Фрейда, В. Райх все же признает, что вне сознания имеется такая психическая реальность, как бессознательное. Он утверждал, бессознательное не может быть понято само по себе, оно может быть осознано только в своих проявлениях.

В. Райх предложил новый вариант интерпретации структуры личности. Его биопсихическая структура характера состоит из трех автономно функционирующих слоев:

поверхностный слой - слой социальной кооперации;

фальшивый, притворно - социальный слой, где подлинное лицо человека скрыто под маской любезности, вежливости и учтивости;

промежуточный слой - антисоциальный слой (фрейдовское бессознательное) - представляет сумму вторичных импульсов - грубые, садистские, сладострастные порывы;

глубинный слой, или биологическое ядро, состоит из природно- социальных импульсов, излучая которые, человек предстает честным, трудолюбивым существом, способным на искреннюю любовь. Но, проходя вторичный, промежуточный слой, природно-социальные импульсы преломляются и искажаются. Основной проблемой выявления и лечения неврозов становится, по В. Райху, раскрытие феномена оргазма, который является "центральной точкой проблем, возникающих как в области психологии, так и в области физиологии, биологии и социологии".

Страницы: 1 2 3 4

Речь как феномен человеческой коммуникации
Речь человека, человеческое слово и история его развития выступают, во-первых, как предмет лингвистики, которую мы понимаем как собственно историческую науку (нам кажутся правильными требование углубить семантический анализ до идеологичес ...

Горячий стул
«Горячий стул» - это место для участника, на котором некоторое время будет сфокусировано внимание группы, высказывания и действия других участников и т.п. Доброволец садится на «горячий стул» и спрашивает группу: «Что Вам во мне нравится, ...

Сравнительные результаты экспериментальной группы, после проведения работы по повышению самооценки.
Таблица № 7 Группы «А» «В» «С» «D» Контрольная группа до эксперимента 0 41% 23,5% 35,5% Контрольная группа после эксперимента 0 41% 35,5% 23,5% Сравнивая результаты экспериментальной и ...