Методы психологической защиты личности

Психология » Проблемы защиты психосферы личности » Методы психологической защиты личности

Психологическое воздействие - это влияние на людей (на отдельных индивидов и на группы), осуществляемое с целью изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформация эмоциональных состояний, стимулирования определенных типов поведения.В различных информационно-коммуникативных ситуациях (от межличностного взаимодействия до массовой коммуникации - журналов, газет, телевидения, радиовещания, Интернет и т.п.) используются разнообразные способы, приемы и техники скрытого психологического принуждения человека. Например, человек, находясь в глобальной Паутине, и не подозревает, что слова-команды, картинки-образы, не воспринимаемые сознанием, заставляют его впоследствии делать то, что предписано. То есть новые технологии несут потенциальную опасность психоаналитического (психокоррекционного) и нейролингвистического воздействия на людейЧеловек попадает в современный мир, где действует множество манипуляторов - от недобросовестного продавца и рыночного мошенника, до целых организаций, специализирующихся на экономических аферах и политическом интриганстве, вооруженных самыми современными знаниями и мощнейшим аппаратом воздействия на психику человека. Что может им противопоставить обычный гражданин общества, и может ли он устоять под этим натиском психологических манипуляций, сохранив свою душу, способность ясно мыслить и ориентироваться, сохранить свободу собственного выбора и рационального осознанного поведения?

В самом общем виде информационно-психологическую безопасность личности целесообразно рассматривать как состояние защищенности психики от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека и в целом жизнедеятельности в современном обществе. То есть, такое состояние, которое позволяет полноценно развиваться, своевременно адаптироваться к меняющимся социальным условиям и организовывать свое поведение (жизнедеятельность).

Выделенные следующие пять исходных форм защиты: бегство, прятание (уход в укрытие), замирание (маскировка), нападение (уничтожение, изгнание) и контроль (управление) - обозначаются как базовые защитные установки. 1. Уход - увеличение дистанции, прерывание контакта, выход за пределы досягаемости воздействия. Проявлениями этого вида защит являются: а) в межличностных ситуациях - смена темы беседы (на более безопасную), нежелание обострять отношения (обход "скользких тем", "острых углов"), стремление уклониться от встреч с тем, кто является источником неприятных переживаний (отказ, перенос, уклонение от встреч); избегание травмирующих ситуаций, под различными предлогами прерывание встреч, бесед и т.п. Крайним предельным выражением данной тенденции может стать полная замкнутость, отчужденность, отказ от контактов с людьми; б) в контакт-коммуникационных ситуациях - уход под различными предлогами (для себя и окружающих) с митингов, собраний, различных зрелищных мероприятий и т.п. или различные формы отказа от участия и присутствия на подобных мероприятиях; в) в масс-коммуникационных ситуациях - отключение от определенных каналов средств массовой информации, от просмотра конкретных теле- радиопрограмм, отказ от чтения некоторых газет, статей, рубрик и т.п.2. Изгнание (вытеснение) - увеличение дистанции, удаление, вытеснение источника воздействия:а) в межличностных ситуациях - удаление из мест проживания, работы, отдыха (из среды обитания); выгнать из дома (смягченная форма – видеть тебя не хочу; уйди, чтобы я тебя не видел; уйди с глаз долой и т.п.), отослать куда-то под определенным предлогом (перевод, увольнение с работы и т.п.); уничижение как трансформация уничтожения в духовную форму в виде осуждения, насмешек, колкостей, унижения и т.п. (т.е. частичное уничтожение какой-либо части другого - черт характера, привычек, поступков, намерений, склонностей и т.д.); оскорбление и провоцирование конфликта, ссоры, обиды, что вынуждает источник воздействия прервать контакт, разорвать отношения, уйти и таким образом увеличить дистанцию. Крайними формами здесь могут выступать конфликты, приводящие к физическому воздействию, например, путем драки и как предельное выражение - уничтожение источника воздействия; б) в контакт-коммуникационных ситуациях - "захлопывание" выступающих, их прерывание, насмешки, реплики, оскорбления, свист и другие демонстрационные действия и помехи, вынуждающие коммуникатора прервать контакт и удалиться. Эти способы могут трансформироваться в такие формы, как забрасывание различными предметами и другие виды физического воздействия.Это особенно характерно для некоторых категорий участников зрелищных мероприятий и спортивных болельщиков. Они могут выскакивать на сцену, на игровое поле, пытаться физически воздействовать на артистов, игроков и спортивных судей; в) в масс-коммуникационных ситуациях - мягкие формы аналогичны как и в случае "ухода" и представляют собой отключение от каналов информации. В предельном выражении могут трансформироваться в попытки физического уничтожения источника коммуникации. 3. Блокировка (ограждение, преграда) - контроль воздействия, достигающего субъекта защиты, выставление преград, ограждение психики от внешнего воздействия:а) в межличностных ситуациях - отчужденность (официальность, ведение беседы с использованием физических разделительных преград, например, через стол, увеличение межличностного пространства), различные психологические барьеры (недоверие, настороженность, враждебность), смысловые и семантические ("я вас плохо понимаю", "мне трудно понять в чем суть ." и т.п.), ролевые ("я на работе", "при исполнении служебных обязанностей", "мне сейчас некогда, занят, не сейчас, потом ." и т.п.), принижение источника воздействия ("непрофессионал", "слабый специалист", "несерьезный", "безответственный", "пройдоха", "все это и так известно", "в этом нет ничего нового", "не понимает сложности ситуации", "несет чушь, бред, галиматью", "делает все только, чтобы выделиться", "гребет под себя") и т.п.; б) в контакт-коммуникационных ситуациях – повышение негативизма, критичности, эмоциональная отчужденность, также используются психологические барьеры, принижение источника (внутреннее осмеяние, развенчание авторитета и т.п.), невнимательность (отвлечение и переключение внимания на другие объекты, не связанные с содержанием воздействия) и т.д.; в) в масс-коммуникационных ситуациях – аналогично предыдущему пункту "б".4. Управление - контроль за процессом воздействия, влияние на его характеристики и источник (воздействия):а) в межличностных ситуациях - демонстрация угрозы (опасности); "подкуп" и стремление "умилостивить"; стать другом, членом одной общности ("своих не бьют"); стремление разжалобить (плач, жалобы, ноющие интонации, вздохи, несчастный вид); ослабить или дестабилизировать активность (неожиданным отвлечением и т.п.); спровоцировать желаемое поведение (в том числе, различные приемы межличностных манипуляций как способ защиты).Предельное выражение - психологическое и физическое подчинение другого, помыкание им (например, в тоталитарных религиозных сектах, некоторых асоциальных группировках с криминальным лидером и т.п.); б) в контакт-коммуникационных ситуациях - возможности управления очень слабые. В некоторых ситуациях возможно использование обратной связи как способа управления (например, в зрелищных мероприятиях выражение реакции на выступление с помощью аплодисментов, вызова на бис, различные проявления неодобрения, недовольства выступающими и т.п.); в) в масс-коммуникационных ситуациях - управление практически невозможно. В некоторых ситуациях за счет использования обратной связи как способа управления может достигаться определенный управляющий эффект (изменения рейтинга популярности определенных каналов телевидения, сокращения или увеличения покупаемости периодических изданий и т.п.).5. Затаивание (маскировка) - контроль информации о самом субъекте защиты, ее искажение, сокрытие или сокращение подачи:а) в межличностных ситуациях - маскировка, обман, сокрытие чувств, проявлений эмоций, задержка или отказ от действий, чтобы не проявлять себя (не навлекать беду); б) в контакт-коммуникационных ситуациях - маскировка, сокрытие чувств, проявлений эмоций, задержка или отказ от действий (особенно при нахождении в толпе, чтобы не поддаться "эффекту толпы", психическому заражению и не совершить поступков, о которых потом можно будет сожалеть);в) в масс-коммуникационных ситуациях - отсрочка реакций, поспешных выводов и оценок, задержка или отказ от действий и поступков, вызываемых информационным воздействием (для последующего рационального и взвешенного анализа с привлечением дополнительных данных).6. Игнорирование - контроль информации об источнике воздействия, наличии или характере угрозы (опасности); ограничение количества такой информации или ее искаженное восприятие. Вполне обоснованной является существующая в настоящее время точка зрения, что использование данной формы защиты оправданно, несмотря на кажущуюся, при первом взгляде, неэффективность и даже вредность для человека такого защитного механизма. Использование такой формы защиты вполне целесообразно и оправдано, если сама информация и ее распространение служат способом манипулирования личностью, или когда остальные формы защиты по каким-либо причинам не задействуются, а психики нуждается в ограждении от чрезмерного травмирования эмоциональными факторами, вызываемыми внешней информацией. В связи с этим, задействование механизмов внутриличностной психологической защиты оправдано: а) в межличностных ситуациях - игнорирование информации, затрудняющей или препятствующей определенной деятельности (например, преувеличивающей силу и возможности соперника, трудности достижения поставленной цели для того, чтобы человек отказался от этого и т.п.); игнорирование информации об определенных действиях, направленных на человека со стороны источника воздействия (например, в ситуации, когда ваш руководитель, коллега или близкий человек находятся в состоянии эмоционального возбуждения и адекватно ответить ему - значит вступить в конфликт, который позднее трудно, а порой невозможно локализовать); в то же время восприятие адекватности оценки ситуации может снижаться, например, на основе стереотипизация ("да он просто хулиганит", "перебесится и все будет нормально" и т.п.), умаление степени угрозы посредством объяснения позитивными намерениями источника воздействия ("она желает мне добра") и т.д.; б) в контакт-коммуникационных ситуациях - игнорирование информации, затрудняющей или препятствующей определенной деятельности или информации как средства манипулирования личностью в толпе, в массовых скоплениях людей (например, для предотвращения повышения эмоциональной восприимчивости, тревожности, внушаемости, подверженности психическому заражению; для блокировки эмоций, чувств, действий как спонтанной реакции на призывы и другие воздействия, стимулирующие проявление определенных чувств, потребностей, поведения и т.п.) и т.д.; в) в масс-коммуникационных ситуациях - игнорирование информации как средства манипулирования личностью в различных аспектах (слухов, дезинформирования, мнимых прогнозов, конъюнктурных оценок и т.п.).Далее можно выделить три основных уровня организации психологической защиты человека и, соответственно, три основных направления ее формирования и функционирования:1) социальный (в масштабах общества в целом), 2) социально-групповой (в рамках различных социальных групп и разнообразных форм социальных организаций), 3) индивидуально-личностный.На социальном уровне психологическая защита реализуется посредством регулирования и организации информационных потоков (система распространения информации в обществе) и распространения способов и средств, определенных "алгоритмов" обработки и оценки информации в процессе социального взаимодействия (от межличностного общения до массовой коммуникации). На этом уровне в качестве субъектов психологической защиты личности выступают государство и общество через деятельность определенных социальных институтов (система образования, система распространения социокультурных ценностей, традиций, социальных норм и т.д.).На социально-групповом уровне психологическая защита реализуется посредством распространения и использования внутригрупповых информационных потоков и источников, а также специфических для конкретных социальных групп и организаций способов социального взаимодействия, переработки и оценки информации (групповых норм, ориентации, предпочтений определенных коммуникаторов, регламентация правил и процедур работы и взаимодействия с внешними информационными источниками и т.п.). На этом уровне в качестве субъектов психологической защиты личности выступают группы и организации (семья, производственные структуры, общественные, политические, религиозные и иные объединения и организации).На индивидуально-личностном уровне психологическая защита реализуется посредством формирования специфической регулятивной системы и комплекса защитных механизмов и алгоритмов поведения, которые образуют индивидуальную психологическую защиту.Для терминологического различения можно использовать применительно к социальному уровню термин "социально-психологическая защита", для социально-группового - термин "социально-психологическая или групповая психологическая защита".На индивидуально-личностном уровне психологическая защита реализуется в следующих разновидностях: внутриличностная психологическая защита и индивидуальная социально-психологическая защита, которая подразделяется на межличностную психологическую защиту (при взаимодействии в межличностных коммуникативных ситуациях) и защиту от информационно-психологических воздействий в масс-коммуникационных и контакт-коммуникационных ситуациях (т.е., соответственно, при взаимодействие с информационными источниками или в составе определенных групп).Сегодня на законодательном уровне пока не существует достаточных гарантий защиты человека от угроз, связанных с негативными информационными воздействиями, результатом которых может быть: причинение вреда здоровью человека, блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственное привитие ему синдрома зависимости; манипуляция общественным сознанием и др.

Психосоциальное развитие человека от рождения до школы:
младенческий возраст, ранее детство и возраст игры Становления личности происходит на протяжении всей жизни. Первая психосоциальная стадия, по З. Фрейду, отвечает оральной фазе, охватывает первый год жизни, когда формируется ощущение дов ...

Материалистический контраст в XXI веке
Показательный пример – реакция вразнобой осознаёт потребительский филогенез, к тому же этот вопрос касается чего-то слишком общего. Сознание прочно аннигилирует онтогенез речи одинаково по всем направлениям. Действие зеркально дает аутотр ...

Виды активности
В психологии выделяется два вида активности — активность внешняя и активность внутренняя. При этом внешняя активность отождествляется с поведением, а внутренняя — с познавательными процессами. Психическая активность всегда связана с тем и ...