Представители гуманистической психологии рассматривают склонность к творчеству как проявление психологического здоровья. Психологическое здоровье изучается в современной психологии как комплексное понятие, которое включает способность к самоактуализации, жизнетворчеству, наличию смысла жизни, положительного влияния на окружающих, в отличие от категории психического здоровья, которое определяется прежде всего, нормальным функционированием психических процессов и стабильностью психики.

Студенческий возраст есть сензетивним периодом формирования жизненных ценностей и постановки жизненных задач, в том числе, направленных на реализацию творческого потенциала и достижение психологического здоровья. Потребность творческой самореализации, самоактуализации личности рассматривается научными работниками как предпосылка психологического здоровья.

На основе выделенных критериев креативности анализировались студенческие работы на тему: "Случаи из моей жизни, когда я проявлял (ла) себя как творческая личность". Подводя итоги можно сказать, что тема творчества интересует почти всех опрошенных студентов, большинство из них испытывает потребность в творческой самореализации, тем не менее лишь незначительная часть опрошенных реализует творческие способности в сегодняшней жизни.

Представление о творчестве и творческой личности оказались разнообразными, а значит и оценка себя как творческих личностей, тоже была сделана на основе разных критериев. Часть студентов проявили понимание творчества близким к концепции первичного творчества А.Маслоу, они признавали каждый человека от рождения творческой и считали творческими себя, что находило подтверждение в описании интересных случаев, колоритным эмоциональным языком. С другой стороны, понимание творчества исключительно как одаренности в сфере искусства, ограничивало студентов в принятии себя как творческой личности и процессе самоактуализации.

Большинство студентов признавало, что творческие проявления остались в прошлом. Лишь в некоторых случаях была описана проблемная ситуация и путь ее творческого решения. Относительно мотивационных источников творчества, следует отметить, что большинство ориентированы на внешнюю мотивацию. Незначительная часть студентов проявила осознание эмоций и чувств, в контексте творческого процесса, который можно рассматривать как проблемы понимания себя на уровне эмоциональной сферы. Итак, согласно выделенным критериям креативности, большинство студентов имеют проблемы с реализацией творческих способностей в сегодняшней жизни. Для них остаются актуальными проблемы самореализации, переживание внутреннего конфликта, который свидетельствует о трудностях достижения психологического здоровья.

Определенная часть студентов сознает внутренний конфликт между потребностью в творчестве и возможностью ее реализации, которая дает возможность работать в направлении личностной интеграции.

На основе проведенного анализа работ можно сделать выводы, что принятие себя как творческой личности на уровне "Я-концепции" и представление о творчестве в традициях гуманистической психологии оказывают содействие реализации в творчестве студенческой молодежи.

Семья как посредник между социумом и индивидом: основные ориентации
Общепризнано, что семья является своеобразным посредником, медиатором между индивидом и обществом. В точном соответствии с идеологиями традиционных обществ наука (в том числе и психологическая наука) акцентировала лишь один аспект посредн ...

Характеристика сенсорных систем
Для каждой сенсорной системы присущи определенные параметры, соответственно которым ее можно охарактеризовать определенным образом. 1. Модальность, качество, специфические сенсорные стимулы. Модальность – совокупность сходных сенсорных ...

Сенсорные системы организма человека. Сенсорные системы, их роль и место в организации поведения человека
Организм как единое целое может существовать только при условии, когда составляющие его органы и ткани функционируют с такой интенсивностью и в таком объеме, которые обеспечивают адекватное уравновешивание со средой обитания. По словам И. ...