Все мы стоим на одной сцене великого

мира, и что бы в нем не совершилось,

касается всех нас.

Я. А.Коменский (1668)

Значение трудов Яна Амоса Коменского наиболее полно выявляются лишь в нашу эпоху. Универсальный гений Коменского трудно классифицировать. При изучении теоретических трудов и практических результатов деятельности Яна Амоса Коменского можно отметить такие определения, как «учитель народов», «Коперник педагогики», «классик мировой педагогики» и «Галилей педагогики».

Это и оригинальный философ, и великий педагог, и выдающийся писатель, и филолог, видный религиозный и политический деятель, Коменский сочетал в себе эти сферы деятельности как органическое единство, как синкретизм высшего порядка, ориентированный на достижение блага всего человечества.

Поэтому высшим достижением Коменского стала Пансофия — не только принципиальный синтез всех имеющихся знаний, но и их всеединство, имеющее своей основой Божественную Истину. На основе истинного всеобщего знания у человека формируется со-знание как понимание своего места в мироздании и проникновение в суть вещей. Оно ведет к единому со-знанию всего человечества. Принцип всеединства, отстаиваемый Коменским, обусловил в прикладных областях его деятельности подчиненность их общегуманитарным задачам.

Многие идеи Коменского остались непонятыми его современниками. Последующие эпохи признавали Коменского главным образом как великого педагога. |Актуальность Коменского выходит далеко за рамки среднеарифметического значения творчества классиков науки. Коменский являет собой классический образец единства патриотизма и космополитизма, это лишь кажущиеся противоположности, которые сливаются в стройной иерархической системе бытия человека и человечества в историческом времени и географическом пространстве, которые понимались им как мнимые величины в свете конечной божественной истины и божественной истины и Христовой любви.

Другими словами для Коменского на первый план выдвинулись проблемы человека, что позволяет нам рассматривать Коменского как завершающую фигуру европейского христианского гуманизма.

Наряду со всеобщей мудростью – Пансофией – в учении Коменского основное место занимала проблема совершенствования человека и человечества. Она сводилась к совершенствованию человеческой души и характеру. К первому были устремлены богословские сочинения Коменского. Второму посвящена его педагогическая деятельность, снискавшая ему общеевропейскую славу.

Проблемы морального совершенствования, возрождения этических ценностей в нашем обществе сейчас чрезвычайно актуальны. Если при жизни Коменского они не были восприняты европейским обществом, вступившим в общий кризис, ознаменованный Тридцатилетней войной и последующим периодом стагнации, если в последующие два века они были чужды европейскому индивидуализму, то, начиная Льва Толстого, моральная проповедь Коменского стала привлекать к себе внимание. Некоторые ее положения впитала и русская педагогическая мысль.

Внутренние конфликты. Сущность внутренних конфликтов
Поэты и философы всех времен знали, что спокойная, уравновешенная личность никогда не становится жертвой психического расстройства, а только личность, раздираемая внутренними конфликтами склонна к их возникновению. По мнению Карен Хорни, ...

Уолтер Скотт
Один из учеников Вундта, оставив чисто интроспективную психологию, которую он изучал в Лейпциге, применил современные психологические методы в бизнесе и рекламе. Значительную часть своей жизни Уолтер Дилл Скотт посвятил проблемам эффектив ...

Взгляды Л.С.Выгодского. Развитие взглядов Л.С.Выготского
Говоря о достижениях Л.С.Выготского, прежде всего нужно отметить совершенное им расширение сферы психологии. Именно Л.С.Выготскому принадлежит идея орудия, направленного на управление поведением человека. В качестве таких орудий он называ ...