Введение
Все мы стоим на одной сцене великого
мира, и что бы в нем не совершилось,
касается всех нас.
Я. А.Коменский (1668)
Значение трудов Яна Амоса Коменского наиболее полно выявляются лишь в нашу эпоху. Универсальный гений Коменского трудно классифицировать. При изучении теоретических трудов и практических результатов деятельности Яна Амоса Коменского можно отметить такие определения, как «учитель народов», «Коперник педагогики», «классик мировой педагогики» и «Галилей педагогики».
Это и оригинальный философ, и великий педагог, и выдающийся писатель, и филолог, видный религиозный и политический деятель, Коменский сочетал в себе эти сферы деятельности как органическое единство, как синкретизм высшего порядка, ориентированный на достижение блага всего человечества.
Поэтому высшим достижением Коменского стала Пансофия — не только принципиальный синтез всех имеющихся знаний, но и их всеединство, имеющее своей основой Божественную Истину. На основе истинного всеобщего знания у человека формируется со-знание как понимание своего места в мироздании и проникновение в суть вещей. Оно ведет к единому со-знанию всего человечества. Принцип всеединства, отстаиваемый Коменским, обусловил в прикладных областях его деятельности подчиненность их общегуманитарным задачам.
Многие идеи Коменского остались непонятыми его современниками. Последующие эпохи признавали Коменского главным образом как великого педагога. |Актуальность Коменского выходит далеко за рамки среднеарифметического значения творчества классиков науки. Коменский являет собой классический образец единства патриотизма и космополитизма, это лишь кажущиеся противоположности, которые сливаются в стройной иерархической системе бытия человека и человечества в историческом времени и географическом пространстве, которые понимались им как мнимые величины в свете конечной божественной истины и божественной истины и Христовой любви.
Другими словами для Коменского на первый план выдвинулись проблемы человека, что позволяет нам рассматривать Коменского как завершающую фигуру европейского христианского гуманизма.
Наряду со всеобщей мудростью – Пансофией – в учении Коменского основное место занимала проблема совершенствования человека и человечества. Она сводилась к совершенствованию человеческой души и характеру. К первому были устремлены богословские сочинения Коменского. Второму посвящена его педагогическая деятельность, снискавшая ему общеевропейскую славу.
Проблемы морального совершенствования, возрождения этических ценностей в нашем обществе сейчас чрезвычайно актуальны. Если при жизни Коменского они не были восприняты европейским обществом, вступившим в общий кризис, ознаменованный Тридцатилетней войной и последующим периодом стагнации, если в последующие два века они были чужды европейскому индивидуализму, то, начиная Льва Толстого, моральная проповедь Коменского стала привлекать к себе внимание. Некоторые ее положения впитала и русская педагогическая мысль.
Отличие конфликтов нормальной и невротической личности
Вид, сфера действия, интенсивность конфликтов определяются большей частью той цивилизацией, в которой мы живём. Если цивилизация стабильна и традиции устойчивы, то разнообразие доступных нам выборов ограничено и диапазон возможных конфлик ...
Понятие личности рецидивиста
Слово “преступник” означает того, “кто совершил уголовное преступление” (в единственном значении) или “человек, который совершает или совершил преступление”. Слово “личность” определяется, как “совокупность свойств, присущих данному челов ...
Определение понятия мышления
Человек бессмертен
благодаря познанию.
Познание, мышление – это
корень его жизни,
его бессмертия".
Г. В. Ф. Гегель
Высшей ступенью познания является мышление. Мышление, основываясь на чувственных образах и представлениях, отраж ...