Мир в понимании Я. А. Коменского

Мир Коменского не является лишь просто разнообразием, т. е. суммой всех предметов, всех фактов действительности. Мир в его понимании – это величайшее единство органического типа. Каждое существо, так или иначе, связано с иными существами, живет благодаря им, подобно тому, как дерево может быть только единством всего в нем заключающегося: корней, стволов и ветвей. Именно эта взаимозависимость, эта объединенное через взаимные отправления являются выражением тех надежд, которые Творец вложил в свое создание. Единый есть Бог, а в силу этого единым является и мир, единым как в актуальности своей формы, так и в единстве своей жизни. Мир и каждый существующий в нем предмет являются выражением этой жизни; тот факт, что отдельные индивиды направлены на иные, что одни существуют благодаря другим и через них, также то, что все они являются участниками и свидетеля судьбоносных событий, является доказательством особой жизненной линии, способности отдать себя в руки жизни. Тем самым Бог становится основой всего существующего, а «жизненность» и есть его истинное, собственное участие в пространстве, называемом «мир». Это и есть тот самый незамечаемый и забытый нами знак, «авторская подпись» невидимой Божественной силы. Существуют различия проявления сущностной Божественной силы, поэтому действительность раскрывает ее в рамках своего собственного назначения.

Мир, в понимании Коменского, был создан и создается с тем, чтобы он стал видимым знамением Божьего замысла, чтобы возникло пространство для высокой роли человека, чтобы разыгрывалась удивительная драма борьбы за лучший мир. Именно это «чтобы», и характеризует жизнь Божьего мира во всей ее наполненности смыслом, т. е. в зависимости одних от других и в заботах о ближних, и следует назвать жизненность. Понимание жизни идет в самом широком смысле этого слова — это, прежде всего основное назначение всего существующего.

Внутреннюю жизненность следует понимать в категории сущности мира. Необходимо видеть внутреннюю связь между предметами, и новое воссоединение, в котором эти предметы соединяются друг с другом таким образом, что каждый из них раскрывает не только самого себя, но и остальные предметы, в силу чего эссенции составляют такое органичное целое, из которого нельзя ничего исключить.

Для подобного понимания человек обладает тремя источниками, тремя Божественными книгами — это природа, Священное Писание и человеческая душа.

Бог — это и есть начальный образ существования, или же экзистования, т. е. восхождения из-за . для . . Бытие «для» восхождения и проявления, именно это Божье проявление и откровение, т. е. епифаническое движение, в конечном счете и является основой тринитаризма. Божественная данность этого мира проявляется в епифанической сущности каждого существования: прежде чем предъявить себя в качестве откровения всё должно вступить в мир как определенное существо, как форма, как некая креация, как личность, как нечто сосредоточенное на своей идее.

Коменский не раз подчеркивает, что существует лишь единый мир, созданный для вершины творения — человека, созданный на основе числа, мер и весов в течение шести дней, как об этом свидетельствует Библия, причем Бог и в дальнейшем им управляет, ибо Бог — это центр всего существующего. Естественно, что каждое из Божьих творений тоже является собственным центром — ведь иначе каждое из этих существ именно так и в таком проявлении не могло бы быть единым; однако само существование, эта абсолютная жизнь, проявляющая себя через мир, становится возможной лишь как круговое движение в направлении к абсолютному центру.

Бог понимается им как всеобщий центр, каждое из существ со своим центром, мир и жизнь как движение вокруг абсолютного центра, самость и стремление идти иным путем, мешающие слиянию; каждое из существ не только как собственный центр, но и как лучи, идущие от центра к контуру окружности (спицы колеса).

Главной задачей каждого существа, и прежде всего человека, по мнению Я. А. Коменского, является его участие в этом процессе творения и завершения драмы «Мир» через его наполненность смыслом.

Анализ полученных данных
В ходе исследования с помощью различных психологических тестов (Методика «Изучение потребности в общении» Ю. М. Орлова; Методика «Диагностика свойств характера – опросник самооценки Т, Лири»; Методика «Диагностика мотивов аффилиации» по ...

Количество или единодушие?
Получив действительно значительные показатели конформности испытуемых, Соломон Аш задался рядом вопросов с целью более подробного изучения феномена. Исследователь поставил перед собой задачу выяснить, какой фактор влияния большинства бол ...

Адаптация первоклассника к школьному обучению
Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие « готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответс ...