Концепция пансофии у Я. А. Коменского
Страница 2

Он подчеркивал, что цель воспитания — подготовить человека к вечной жизни, он призывал людей не к пассивному ее ожиданию, а к активному преобразованию всего существующего, к уничтожению всех пороков в общественной жизни, к созданию «царства мира» и «рая земного». В этом сказывается его огромное доверие к человеку и к его возможностям.

Своим учением он показал, что находится под сильным влиянием гуманизма и Возрождения. Оттуда он почерпнул жизненный оптимизм, веру в человека, восхищение жизнью и природой. Коменский учил, что человек — это «совершенное, прекрасное существо», «наиотличнейшее создание», дивный микрокосм, гармония тела и духа. Воспитание должно формировать человека в «цельности его существа». В этом смысле Коменский называет школу мастерской человечности.

В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, Коменский создал систему воспитания не для избранных, аристократических слоев общества, а согласно принципам демократии — для всех общественных группировок. Он первым выразил идею общего образования, общих основ обучения для всех детей, детей богатых и неимущих, известных и неизвестных родителей, мужского и женского пола, городских и деревенских. Он провозгласил демократический принцип единой школы и учебной системы, что также теснейшим образом связано с его концепцией пансофии.

Идею о пансофии породила потребность определить содержание образования, то, что нужно изучать в школе. На этот вопрос в «Великой дидактике» автор отвечает: «всё во всём», но он понимает, что это «всё» и во «всём» необходимо точнее определить. Стремясь к более широкому образованию, он разработал план, по которому нужно написать сочинение «Пансофия», в котором излагалась бы наука, должная в своих рамках охватить все то, что люди знают. Коменский до конца своей жизни старался выявить ее главные принципы. Работая над дидактикой, он пришел к идее концепции пансофии как ответа на вопрос о содержании образования в школе. Потом идея пансофии распространилась на всех людей, несмотря на их возраст.

Идея учебника о всех вещах в течение дальнейшей работы переросла в план создания таких книг, которые знакомили бы человека со всеми знаниями и достижениями наук того времени. Пансофия в отличие от латинских учебников, предназначавшихся только определенным группам учащихся, должна была быть доступной всем людям мира. Эту демократическую мысль более интенсивно Коменский разрабатывает с 1633г.

Теперь он прилагает все усилия к тому, чтобы в мире образовались такие условия, при которых любой человек мог бы освоить те знания, которые в жизни ему более всего понадобятся.

Он немедленно приступил к составлению наброска идейного замысла пансофии, который был им в 1636 г. отправлен в Лондон С. Хартлибу в качестве материала для обсуждения. Этот первичный текст, не сразу вызвал значительный интерес. Лишь немного расширенная и дополненная версия воодушевила лондонских друзей. Рукопись возбудила не только интерес, но и воодушевление в Англии и других европейских странах. Рецензенты отмечали, что это божественный свет и доброта, показывающие путь в будущее, что такие гениальные мысли появляются раз в сто лет, что они могут раскрыть глаза многим людям, обратить их к научному пониманию и таким способом дать начало новому периоду в жизни школы, церкви, государства и всего человеческого рода.

Хотя Коменский подчеркивал, что пансофия не должна замкнуться в рамках школы, что она должна быть открытой для всех людей, она оказала сильнейшее влияние как раз на учебную работу в средних и начальных школах. Этому в значительной степени способствовало то, что сам Коменский организовал и теоретически обосновал пансофическую школу, а также его учение, что задача школы — «учить всех всему». Обучение должно быть всесторонним. Оно должно предоставлять основные сведения обо всем, окружающем человека, чтобы никто не мог встретиться с чем-нибудь, ему неизвестным. Поэтому он искал новые учебные методы, которые сделали бы возможным простым и удобным способом всех людей обучить всему. Эта и является настоящим смыслом его пансофической, общеобразовательной школы. Она должна ознакомить учеников с основами всего существующего в мире.

Страницы: 1 2 3

Диагностика уровня и содержания адаптации 5-классников к новым условиям обучения
Методический комментарий Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраст ...

Модусы категорического силлогизма
Модусами силлогизма называются разновидности фигур, отличающихся характером посылок и заключения Всего с точки зрения всевозможных сочетаний посылок и заключения в каждой фигуре насчитывается 64 модуса, а во всех четырех – 256 модусов. ...

Различные точки зрения на роль идеализации партнёра в добрачном периоде
Существуют различные точки зрения на роль идеализации партнёра в добрачном периоде. 1. Идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнёру и к взаимодействию с ним. Осознание того, что реальный человек, с которым происх ...