Концепция пансофии у Я. А. Коменского
Страница 2

Он подчеркивал, что цель воспитания — подготовить человека к вечной жизни, он призывал людей не к пассивному ее ожиданию, а к активному преобразованию всего существующего, к уничтожению всех пороков в общественной жизни, к созданию «царства мира» и «рая земного». В этом сказывается его огромное доверие к человеку и к его возможностям.

Своим учением он показал, что находится под сильным влиянием гуманизма и Возрождения. Оттуда он почерпнул жизненный оптимизм, веру в человека, восхищение жизнью и природой. Коменский учил, что человек — это «совершенное, прекрасное существо», «наиотличнейшее создание», дивный микрокосм, гармония тела и духа. Воспитание должно формировать человека в «цельности его существа». В этом смысле Коменский называет школу мастерской человечности.

В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, Коменский создал систему воспитания не для избранных, аристократических слоев общества, а согласно принципам демократии — для всех общественных группировок. Он первым выразил идею общего образования, общих основ обучения для всех детей, детей богатых и неимущих, известных и неизвестных родителей, мужского и женского пола, городских и деревенских. Он провозгласил демократический принцип единой школы и учебной системы, что также теснейшим образом связано с его концепцией пансофии.

Идею о пансофии породила потребность определить содержание образования, то, что нужно изучать в школе. На этот вопрос в «Великой дидактике» автор отвечает: «всё во всём», но он понимает, что это «всё» и во «всём» необходимо точнее определить. Стремясь к более широкому образованию, он разработал план, по которому нужно написать сочинение «Пансофия», в котором излагалась бы наука, должная в своих рамках охватить все то, что люди знают. Коменский до конца своей жизни старался выявить ее главные принципы. Работая над дидактикой, он пришел к идее концепции пансофии как ответа на вопрос о содержании образования в школе. Потом идея пансофии распространилась на всех людей, несмотря на их возраст.

Идея учебника о всех вещах в течение дальнейшей работы переросла в план создания таких книг, которые знакомили бы человека со всеми знаниями и достижениями наук того времени. Пансофия в отличие от латинских учебников, предназначавшихся только определенным группам учащихся, должна была быть доступной всем людям мира. Эту демократическую мысль более интенсивно Коменский разрабатывает с 1633г.

Теперь он прилагает все усилия к тому, чтобы в мире образовались такие условия, при которых любой человек мог бы освоить те знания, которые в жизни ему более всего понадобятся.

Он немедленно приступил к составлению наброска идейного замысла пансофии, который был им в 1636 г. отправлен в Лондон С. Хартлибу в качестве материала для обсуждения. Этот первичный текст, не сразу вызвал значительный интерес. Лишь немного расширенная и дополненная версия воодушевила лондонских друзей. Рукопись возбудила не только интерес, но и воодушевление в Англии и других европейских странах. Рецензенты отмечали, что это божественный свет и доброта, показывающие путь в будущее, что такие гениальные мысли появляются раз в сто лет, что они могут раскрыть глаза многим людям, обратить их к научному пониманию и таким способом дать начало новому периоду в жизни школы, церкви, государства и всего человеческого рода.

Хотя Коменский подчеркивал, что пансофия не должна замкнуться в рамках школы, что она должна быть открытой для всех людей, она оказала сильнейшее влияние как раз на учебную работу в средних и начальных школах. Этому в значительной степени способствовало то, что сам Коменский организовал и теоретически обосновал пансофическую школу, а также его учение, что задача школы — «учить всех всему». Обучение должно быть всесторонним. Оно должно предоставлять основные сведения обо всем, окружающем человека, чтобы никто не мог встретиться с чем-нибудь, ему неизвестным. Поэтому он искал новые учебные методы, которые сделали бы возможным простым и удобным способом всех людей обучить всему. Эта и является настоящим смыслом его пансофической, общеобразовательной школы. Она должна ознакомить учеников с основами всего существующего в мире.

Страницы: 1 2 3

Внешние факторы инстинктивного поведения.
Когда говорят об автономности внутренних факторов поведения, об их независимости от внешней среды, то необходимо помнить, что эта независимость является лишь относительной. Уже из приведённыъх опытов Хольста видно, что эндогенная активнос ...

Социальный страх глазами современников
Восприятие интегрирует объект, о чем и писал А. Маслоу в своей работе "Мотивация и личность". По их почти единодушному мнению, ассоциация доступна. Психосоматика дает эгоцентризм, и это неудивительно, если речь о персонифицирова ...

Коллективный инсайт глазами современников
Комплекс теоретически возможен. Толпа традиционно аннигилирует конфликтный эскапизм, таким образом осуществляется своего рода связь с темнотой бессознательного. Самость вызывает эриксоновский гипноз, хотя Уотсон это отрицал. Субъект индив ...