Концепция пансофии у Я. А. Коменского
Страница 3

Пансофическая школа должна была внести свой вклад в дело преобразования мира с помощью пансофического образования. Поэтому она и не носила сословный характер, а предназначалась всем, т. е. имела в прямом смысле этого слова общеобразовательный характер.

Коменский возложил на нее несколько конкретных задач. В первую очередь, задачу всестороннего образования детей, затем — развития их интеллектуальных способностей, нравственных качеств и религиозного чувства.

Пансофическая школа в Шарошпатаке должна была иметь семь классов, но в начале открыли первых три. Школа начала работать в 1650 г., а уже в 1654 г. Коменский вернулся в Лешно. Вскоре первая пансофическая школа перестала следовать идеям своего учредителя.

Во время третьего пребывания в Лешно (1654—1656 гг.) Коменский главное внимание уделял своим пансофическим трудам, в первую очередь «Всеобщему совету». Он должен был стать кардинальным произведением, которому Коменский посвятил всё последнее десятилетие своей жизни. В соответствии с концепцией этого труда уже в Лешно, и еще в большей мере чуть позже в Амстердаме, он интенсивно занимался изучением проблемы установления мира между народами в духе христианства, поскольку в этом центральном труде он хотел изложить план реформы человеческого общества.

«Всеобщий совет» — объемистый труд в семи частях, симметрично распределенных по отношению к центральной части, озаглавленной «Pampaedia». Вводная часть «Всеобщего совета» называлась «Panegeisia» — общее пробуждение, пробуждение всех во всем, она должна была подтолкнуть мир к общественным реформам. За ней следует «Panaugia» — общее понимание, осознание всех во всем, общее осознание. Затем «Pansophia» или «Pantaxia» — общая мудрость, всесторонняя подготовка всех, всезнание. Центральную часть занимает «Pampaedia» — общее воспитание, воспитание всех во всем. Это книга о воспитании, которая в отличие от «Великой дидактики» распространяет воспитательное воздействие на всю жизнь человека вплоть до его смерти, «Panglottia» — общий язык, символизирующий договор всех со всеми. Следующая часть «Panortosia» — посвящена общему улучшению всех во всем и выражает мысль о реформе общества с конкретными предложениями об организации научной, политической и религиозной жизни. «Pannuthesia» — общее совещание является исключительной частью, в которой показан способ осуществления реформ.

В настоящее время, пансофическая мысль о необходимости всестороннего общего образования для всех людей все еще не только жива, но и сугубо злободневна. Ведь именно теперь, в период научно-технической революции, педагогика на первый план выдвигает проблематику общего образования и общей культуры для всех категорий населения. Без такой культуры и образования современный человек чувствовал бы себя потерянным и изуродованным в условиях технической цивилизации.

Коменский с помощью пансофии хотел устранить недоразумения между людьми и народами, искоренить пороки, изжить заблуждения, установить общее взаимопонимание, согласие и мир. Ее дух терпимости и взаимопонимания между людьми и народами и в настоящее время затрагивает суть общественных процессов.

Страницы: 1 2 3 

Взаимоотношения с окружающими в юношеском возрасте
Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское "Я" еще неопределено, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней п ...

Психологическая работа с когнитивным компонентом самосознания подростка.
Приступая к исследованию процесса социализации личности подростка, психолог исходит из того, что ребенок родился в социальной группе – семье, которая не только должна обеспечивать его органические потребности, но и передавать ему все куль ...

Выводы
Основные положения Скиннера о природе человека ясны и определенны. Его система отражает строгую приверженность детерминизму, элементализму, инвайронментализму, изменяемости, объективности, реактивности и познаваемости. Основные положения ...