Обработка результатов психологического исследованияСтраница 2
Факторный анализ заключается в выявлении и интерпретации факторов.
Фактор – обобщенная переменная, которая позволяет свернуть часть информации, то есть, представить ее в удобообозримом виде. Например, факторная теория личности выделяет ряд обобщенных характеристик поведения, которые в данном случае называются чертами личности.
Кластерный анализ позволяет выделить ведущий признак и иерархию взаимосвязей признаков.
Латентно-структурный анализ представляет совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков), а так же внутренней структуры связей между этими признаками. Он дает возможность исследования проявления сложных взаимосвязей непосредственно наблюдаемых характеристик психосоциальных явлений. Латентный анализ может являться основой для моделирования указанных взаимосвязей.
Радикальной разницы между перечисленными методами многомерного анализа данных, в первом приближении, нет. Преимущество заключается лишь в удобстве представления тех или иных данных или в личностных предпочтениях исследователей.
Психологическое исследование ставит вопрос об измеряемости изучаемых явлений. Использование понятий больше или меньше, интенсивнее, лучше, сложнее ставит проблему поиска некоторой точки отчета для сравнения двух или нескольких явлений.
Измерить мы можем, только сравнив полученный результат в виде числа с другим результатом, измеренным этим же способом, поэтому выявление внутренних закономерностей воспитательного процесса происходит путем сравнения результатов измерения.
Проводя анализ полученных данных, недостаточно иметь эталон для сравнения. Помимо этого необходимо знать, в каком порядке располагаются изучаемые явления, как они соотносятся друг с другом, насколько или во сколько раз одно явление отличается от другого, что помогает выявлять причинно-следственную зависимость в структуре воспитательного процесса.
Решение этой проблемы приводит исследователя к необходимости свои знания об изучаемом процессе переводить с уровня качественных понятий на уровень количественных – в виде чисел, граф, схем, формул. Использование таких знаковых заменителей определяет возможности оперировать понятиями, сравнивать между собой такие, которые в данной психологической ситуации взаимодействуют, и на этом уровне строить модель изучаемого процесса.[5].
Правила посылок
1.
Две частные посылки не дают следствия.
2.
Две отрицательные посылки не дают следствия.
3.
Если одна из посылок отрицательна, то и следствие отрицательно.
4. Если одна из посылок частная, то и следствие частное.
Все эти прави ...
Семья как субъект педагогического взаимодействия. Семья
как жизнедеятельная система
Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в кото ...
Белая горячка: симптомы болезни
Белая горячка начинается с развития похмельного состояния, затем нарастают безотчетная тервога, страх, предчувствие надвигающейся беды. Сон становится тревожным, сновидения кошмарными. Иногда перед засыпанием возникают зрительные галлюцин ...