Ценности личности и ценностные ориентации
Страница 2

Психология » Ценность человека как ценностное основание профессионала » Ценности личности и ценностные ориентации

Система ценностей личности неизбежно несет на себе отпечаток ценностей, разделяемых большинством представителей той или иной национальной культуры. Приоритеты ценностей - это то, что во многом отличает одну национальную культуру от другой.

Осознание собственных ценностей помогает человеку избегать внутриличностных конфликтов, поскольку он осознанно обходит ситуации, в которых его ценности могут оказаться в противоречии друг с другом

Выявление системы личных ценностей - непростое дело. Для этого полезно проследить за важнейшими событиями жизни и попытаться определить, чем вы руководствовались в ее критические моменты.

Еще одним полезным способом анализа системы ценностей личности является осознание того, какими правилами вы руководствуетесь при принятии индивидуальных решений, особенно если речь идет о трудных решениях. Ниже приведены возможные "правила отбора" решений, полезные для такого анализа.

• Проверка "первой полосой": как вы будете чувствовать себя, если сообщение о вашем решении появится на первых полосах газет?

• "Золотое правило": хотели бы вы, чтобы с вами поступили так же?

• Не затронуты ли достоинство и свобода других людей?

• Проверка на равноправие: не получают ли вследствие вашего решения преимущества люди, которые этого не заслужили?

• Тест на личную заинтересованность: не сказалась ли на принятом решении возможность получения личной выгоды?

• Проверка совместимости с личной системой ценностей: соответствует ли принятое решение вашим жизненным принципам?

• Справедливость процедуры принятия решений.

• Материальная выгода с точки зрения других людей: как соотносятся преимущества, получаемые вследствие решения одной группой людей, с негативными последствиями, испытываемыми другой группой?

• Спокойный сон: будете ли вы спать спокойно, если о вашем решении узнает кто-нибудь еще?

Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. М. Рокич различает два класса ценностей. Первый класс включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные цели индивидуального существования личности. Второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению ценности - цели и ценности - средства.

Ценностные ориентации - общечеловеческие принципы, в соответствии с которыми строится поведение индивида в различных жизненных ситуациях. Генетически они формируются на различных этапах онтогенеза под влиянием природного, социального и культурного окружения и понимаются как структурные в переживаниях и представлениях значимые отношения к себе и к миру в прошлом, настоящем и будущем. Психологической основой ценностных ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, целей, идеалов, интересов, убеждений, мировоззрений, участвующих в создании ориентации личности, выраженной социально-детерминированным отношением личности к обществу. Ценностные ориентации выполняют регулирующую функцию поведения личности и задает ее направленность.

Психологическими механизмами формирования и развития ценностных ориентаций выступают индивидуально - типологические особенности протекания психических процессов и прежде всего мышления, памяти, эмоций и воли, существующих в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей. Сформированные в систему, ценностные ориентации во многом определяют личностную особенность индивида во всех областях человеческой деятельности.

Страницы: 1 2 3

Психологические аспекты алкогольной зависимости
Что стоит за словами "психология алкоголизма"? [9]Ученые пришли к выводу, что зависимые от спиртного - такие же люди, как и все остальные. В том смысле, что у них нет никаких особых психических качеств или черт характера, в той ...

Психологическая характеристика деятельности
Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая какие-то цели. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что существенно важным для воспитания является то, какие именно мотивы станут для человека ведущими. ...

Конфликт между формальной и неформальной системами отношений
Многие неформальные группы возникают на основе существующей формальной организации (например, футбольная команда цеха). Но возможны варианты, когда неформальная группа трансформируется в формальную организацию (например, группа друзей соз ...